Блез Сандрар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сандрар, Блез»)
Блез Сандрар
фр. Blaise Cendrars
Блез Сандрар. Фотография Йинджиха Штирски. Ок. 1931Блез Сандрар. Фотография Йинджиха Штирски. Ок. 1931
Имя при рождении Фредерик-Луи Созе
Язык произведений французский

Блез Сандра́р (фр. Blaise Cendrars, настоящее имя — Фредерик-Луи Созе, фр.  Frédéric-Louis Sauser; 1 сентября 1887, Ла-Шо-де-Фон, кантон Невшатель — 21 января 1961, Париж) — швейцарский и французский писатель.

Биография и творчество

Родился в семье коммерсанта, выходца из Берна, в доме говорили по-французски. Сначала много ездил по свету с родителями, потом всю жизнь переезжал с места на место, бывал в Китае, Монголии, Африке, Бразилии, США и других местах, сменил несколько профессий. В 19051907 годах оказался в Санкт-Петербурге, стал свидетелем Первой русской революции[1][2]. В 1912 году опубликовал за свой счёт новаторский сборник стихов «Пасха в Нью-Йорке», близких к кубизму в пластике и глубоко повлиявших на современников. Сблизился в Париже с Аполлинером, Шагалом[3], Леже, Модильяни (художник написал портрет Сандрара), Архипенко, Соней и Робером Делоне. Соня Делоне иллюстрировала авангардистскую поэму-коллаж Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской»[4] (1913); в этом жанре своего рода киномонтажа работали потом Аполлинер (стихотворение «Зона»), Висенте Уидобро (поэма «С экватора»). Участвовал в Первой мировой войне, был ранен, лишился правой руки. В 1916 году стал гражданином Франции[1].

Всегда живо интересуясь всем новым, Сандрар увлёкся кино, снимался у Абеля Ганса, а потом работал у него ассистентом. Сотрудничал с труппой «Шведского балета» в Париже, в частности, с композитором Дариюсом Мийо, на основе африканских мифов написал для него либретто балета «Сотворение мира» (1921, пост. 1923, с декорациями Фернана Леже). Был также первоначальным автором либретто последнего нашумевшего балета Эрика Сати, поставленного «Шведским балетом» (декабрь 1924) в сильно переработанной версии Франсиса Пикабиа под дадаистским названием «Спектакль отменяется». В том же 1924 году выпустил поэтический сборник-мистификацию «Кодак», составленный из фрагментов романа Гюстава Леружа «Таинственный доктор Корнелиус»[5].

После 1925 года Сандрар больше не писал стихов. Автор новелл и романов, репортёрских очерков. Написал несколько киносценариев (по одному из них, «Золото Зутера», написанному на основе сандраровского романа «Золото», собирался ставить в Голливуде фильм С. Эйзенштейн).

Надгробие Сандрара, Трамбле-сюр-Модр

В начале Второй мировой войны работал военным корреспондентом, после вторжения гитлеровских войск во Францию укрылся в Экс-ан-Провансе и три года ничего не писал. Вернулся к литературе, создав автобиографическую тетралогию (19451949). Сблизился с фотографом Робером Дуано, писал о его работах; Дуано оставил серию фотопортретов Сандрара.

Писатель умер 21 января 1961 года и был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. Его близкий друг Марк Шагал после смерти поэта написал: «Я любил его поэмы, как мой родной город, как мое прошлое, как свет солнца. Его душа и его краски на моей палитре, они причитают и плачут»[6].

В 1994 году его прах был перезахоронен на кладбище городка Трамбле-сюр-Модр в департаменте Ивелин, где Сандрар имел дом.

Признание

Кавалер Ордена Почётного легиона (1960), лауреат Большой литературной премии Парижа (1961). В 1978 создана Международная ассоциация Блеза Сандрара.

Произведения

Портрет работы Амедео Модильяни (1917)

Стихи

  • La Légende de Novgorode (1907, опубл.1996)
  • Séquences (1912)
  • Les Pâques à New York (1912)
  • La Prose du transsibérien et de la petite Jehanne de France (1913)
  • La Guerre au Luxembourg (1916)
  • Le Panama ou les aventures de mes sept oncles (1918)
  • 19 Poèmes élastiques (1919)
  • Feuilles de route (1924)
  • Kodak. Documentaires (1924)

Романы и рассказы

  • J’ai tué (1918, с иллюстрациями Ф.Леже)
  • L’Or (1925, роман об американском авантюристе-золотоискателе)
  • Moravagine (1926, роман)
  • Petits contes nègres pour les enfants des blancs (1926, по мотивам африканских мифов)
  • Les Confessions de Dan Yack (1929, роман, номинирован на Гонкуровскую премию)
  • Rhum — L’aventure de Jean Galmot (1930, роман-репортаж)
  • Hollywood, la Mecque du cinéma (1936, роман-репортаж)
  • L’Homme foudroyé (1945, первая книга автобиографической тетралогии)
  • La Main coupée (1946, вторая книга)
  • Bourlinguer (1948, третья книга)
  • Le Lotissement du ciel (1949, четвёртая книга)
  • Emmène-moi au bout du monde! (1953, роман)

Публикации на русском языке

  • Золото. — М., 1926.
  • Дурной судья // Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. — М.: Художественная литература, 1973. — С. 432—436.
  • Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира / Перевод М. П. Кудинова ; статья и примечания Н. И. Балашова ; ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1974. — 231 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Д. С. Лихачёв).
  • Азбука кино. Интервью о кино // Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911—1933. — М.: Искусство, 1988. — С. 37—45.
  • Сандрар, Б. Маленькие негритянские сказки для белых детей / Блез Сандрар; худож. Жаклин Дюэм; перевод с фр. О. А. Каменевой. — М.: Рудомино, 1993. — 88 с. + 8 с. : ил.
  • Стихотворения / Пер. В. Парнаха // Семь веков французской поэзии в русских переводах. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 561—562.
  • Принц-потрошитель, или Женомор. — М.: Текст, 2005.
  • Золото. — М.: Текст, 2008.
  • Ром. Тайная жизнь Жана. — М.: Текст, 2010.
  • Стихотворения / Пер. с фр., сост., коммент. и послесл. М. Яснова. — М.: Текст, 2016. — На фр. и рус. языках.

Литература

  • Балашов Н. И. Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в. : статья // По всему миру и вглубь мира / Б. Сандрар ; перевод М. П. Кудинова ; статья и примечания Н. И. Балашова ; ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1974. — С. 143—202. — 231 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Д. С. Лихачёв). — 50 000 экз.
  • Bochner J. Blaise Cendrars: discovery and re-creation. — Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1978.
  • Chefdor M. Blaise Cendrars. — Boston: Twayne Publishers, 1980.
  • Cendrars M. Blaise Cendrars. — P.: Balland, 1984. (биография, написанная дочерью писателя)
  • Debenedetti J.-M. Blaise Cendrars. — P.: H. Veyrier, 1985.
  • L’Encrier de Cendrars: actes du colloque du centenaire. — Boudry-Neuchâtel: Baconnière, 1989. (материалы коллоквиума к 100-летию писателя)
  • Blaise Cendrars: je suis l’autre. — P.: Champion, 2004.
  • Doisneau rencontre Cendrars. — P.: Buchet-Chastel, 2006.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Гальцова Е. Д. Сандрар. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 17 октября 2020 года.
  2. Cendrars (Blaise) (фр.) (недоступная ссылка). Grande Encyclopédie Larousse. Дата обращения: 17 октября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
  3. Хмельницкая Л. Марк Шагал и Блез Сандрар в Париже в 1912–1914 годах // Шагаловский сборник. Вып. 4. Материалы XXIV и XXV Шагаловских чтений в Витебске (2014–2015) / Музей М. Шагала. — Минск, 2016. — С. 15—61.
  4. Сандрар Б. Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской // Новый Мир / Перевод с французского, вступление и примечания Михаила Яснова. — 2015. — № 6. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  5. Craig Dworkin, Kenneth Goldsmith. Blaise Cendrars. From Kodak // Against Expression: An Anthology of Conceptual Writing. — Northwestern University Press. — 2011. — P. 136.
  6. Figaro littéraire (Paris). Nr. 771. 1961. Le 28 janvier. P. 6.

Ссылки