Сам (пение)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Слепые исполнители музыки сам на французской открытке

Сам (вьетн. xẩm) или хатсам (hát xẩm, пение сам) — умирающая разновидность северовьетнамской народной музыки. В династический период сам в основном исполняли слепые музыканты. Они часто аккомпанируют себе на данбау или данни[vi][1], иногда исполнители образуют ансамбли, в которых певцу аккомпанируют на таких инструментах, как барабан и фать[vi][1]. Мелодии сам заимствуют из других жанров, в частности, чонгкуан[en] и куанхо[en], а обычные сюжеты — Стенания истерзанной души, Лук Ван Тьен[en] и другие литературные произведения[2][3]. С другой стороны, некоторые мелодии сам в свою очередь были переняты традиционными театрами (отмечено влияние сам на театр тео[4]) и песенными жанрами, включая камерное пение качу[5].

Сам предположительно возникло в XIV веке, во время правления династии Чан[6][5]. Сам получило распространение по всему северу страны[2]. По традиции сам исполняли слепые певцы и певицы, скитавшиеся из города в город и жившие за счёт исполнительского искусства[3][7].

В начале XX столетия артисты стали исполнять сам в ханойских трамваях, из-за чего жанр стали называть «трамвайное сам» (xẩm tàu điện, сам тау дьен)[5][8]. В 1930-х годах сам, как и остальная народная музыка, едва не исчезли из-за изменившихся настроений в обществе, однако в конце десятилетия стало считаться, что народная культура сохраняет традиционные ценности вьетнамского народа, и отношение к ней улучшилось[9].

В 1980-х годах трамвайные линии опустели, трамвайное сам исчезло, и это искусство начало забываться[5]. Музыковеды прилагают значительные усилия, чтобы спасти жанр от гибели[10], в Ханое открылся театр сам[5]. Несмотря на это, молодое поколение предпочитает современную музыку, и сам находится в опасности[6].

Широкую известность получила исполнительница сам Ха Тхи Кау. Она получила титул «народного мастера» и заслуженной артистки (Nghệ sĩ ưu tú)[11], её часто называли «последней певицей сам»[12]. Другой знаменитой исполнительницей этого жанра является Май Тует Хоа (Mai Tuyết Hoa)[13][14].

В песнях исполнители сам старались вызвать жалость к себе, рассказывая о тяготах жизни бедняков[6][2][8]. В зависимости от ритма барабана сам разделяется на два варианта: быстрое «рыночное сам» (xẩm chợ, сам тё) и «пение актрисы» (xẩm cô đào, сам ко дао)[2]. Известно около 400 песен сам[6][5].

Примечания

Литература