Самообразование
Самообразова́ние — образование, при котором знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи обучающих лиц. Человека, занимающегося самообразованием, называют самоучкой.
Согласно ЭСБЕ самообразование — это образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. При этом обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании: одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать[1].
Согласно БСЭ самообразование — это самостоятельное образование; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в сочетании с самостоятельностью изучения материала; средство самовоспитания; все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом[2].
Согласно БРЭ самообразование — это образование, получаемое самостоятельно, вне стен учебного заведения, без помощи обучающего[3].
Формы самообразования
Самообразование предусматривает[2]:
- изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы;
- прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей;
- консультации специалистов;
- просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач;
- посещение музеев, выставок, галерей;
- различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.
Самообразование способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств[2].
История
Самообразование в России
В России создавали народные библиотеки, читальни, народные дома, курсы и народные университеты.
В 1863–1866 годах в Санкт-Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1868—1919 годах в Москве действовала комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе «Общества распространения технических знаний», которая разработала программы по некоторым университетским дисциплинам, издавала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. В 1891—1917 годах Отдел для содействия самообразовании при Педагогическом музее военно-учебных заведений выпускал различные программы для самообразования. В 1892 году была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знаний» под редакцией И. И. Янжула, а также были изданы книги Н.А. Рубакина – «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1–3, 1911–1915) и многие другие[3].
В 1920—1930-х годах в связи с недостатком педагогических кадров были распространены рабфаки и университеты «на дому»[2].
См. также
- «Самообразование» — ежемесячный журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1863—1866 годах.
Примечания
- ↑ Кареев Н.И. Самообразование, способ обучения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Самообразование / Г.В. Антонов // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 3,0 3,1 Самообразование / А.К. Громцева // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.