Салтанов, Богдан
Богдан Салтанов | |
---|---|
Богда́н Салта́нов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; арм. Աստվածատուր Սալթանյան; ок. 1630, Новая Джульфа — 1703, Москва) — придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686). Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун. По происхождению — армянин родом из Персии.
Биография
Настоящее имя художника неизвестно, равно и как и подробности его жизни до прибытия в Россию. Из сохранившихся документов известно, что в 1660 году в Москву ко двору Алексея Михайловича прибыл Захар Саградов — армянский купец из Новой Джульфы, посол персидского шаха Аббаса II. Среди преподнесённых им даров было медное блюдо с выгравированной сценой Тайной вечери, особо заинтересовавшее царя. Алексей Михайлович попросил купца привезти в Москву мастера, исполнившего эту работу; по всей вероятностью, блюдо было сделано в Западной Европе, но Саградов пообещал нанять если не самого мастера, то его ученика. Через шесть лет в Москву вместе с братом прибыл Богдан Салтанов, сразу же вступивший в число мастеров Оружейной палаты. Ему оказывались почести, как иноземному дворянину; в 1674 году Салтанов принял православие (в условиях Руси XVII века это было равнозначно принесению присяги царствующему дому) и был жалован уже и русским дворянством, что свидетельствует о его знатном происхождении.
Творчество
Поначалу Салтанов работал наравне с остальными художниками под руководством поляка Станислава Лопуцкого, после его отъезда в 1670-х годах стал вторым мастером после Ивана Безмина, а в 1686 году, когда тот попал в опалу, возглавил артель Оружейной палаты. Салтанов исполнял прежде всего заказы царского двора, а не церкви, хотя и начинал с создания икон «по тафтам» (с аппликацией из шёлка в изображении одежд); даже в его работах на религиозную тему видна манера «фряжского письма», размывание границ между светской живописью и иконописью. По словам Игоря Грабаря, Салтанов и такие его современники, как Безмин и Познанский, «являются „крайней левой“ в истории русской иконописи ушаковской эпохи, — теми якобинцами, в искусстве которых исчезают последние следы и без того уже довольно призрачной традиции»[1]. Количество созданных Салтановым произведений точно не установлено; многие его работы приписываются другим его современникам (например, Ивану Безмину или Карпу Золотарёву).
-
«Кийский крест с предстоящими» (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична) -
«Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного»
Примечания
Литература
- Атаджанян И. А. Из истории армянско-русских взаимоотношений с X по XVIII века. — Ереван: Лингва, 2006. — 153 с.
- Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Проблемы русской средневековой художественной культуры : [Сб. ст.] / редкол.: Н. С. Владимирская, Е. Б. Гусарова (отв. секретарь), Н. А. Маясова, А. С. Насибова (отв. ред.). — М.: Искусство, 1990. — С. 107—117. — 120 с. — (Материалы и исследования / Гос. музеи Моск. Кремля; 7). — 1000 экз.
- Грабарь И. Э. Симон Ушаков и его школа // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1913. — Т. 6/1. — С. 426—450. — 536 с.
- Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 2 (12). — С. 44—54.
- Никольский В. А. История русского искусства. — М.: Изд. тов. И. Д. Сытина, 1915. — Т. 1. — 251 с.
- Салтанов, Богдан // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.: Тип. В. Демакова, 1904. — Т. 18: Сабанеев — Смыслов.