Сад счастливых мёртвых

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фриденсрайх Хундертвассер
Сад счастливых мёртвых. 1953
Der Garten der glücklichen Toten
Древесноволокнистая плита, масло. 47 × 58,5 см
Частное собрание, Париж

«Сад счастливых мёртвых» — картина австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера. Картина написана в августе 1953 года в Сен-Морис-ан-Сен, и занесена Хундертвассером в каталог собственных работ под № 170.

Технические данные

Картина написана масляными красками на древесноволокнистой плите, загрунтованной мелом, цинковыми белилами и рыбьим клеем. Плита обрамлена багетом электрик[1].

Описание

В основе композиции картины лежит мотив спирали, ставший одним из главных в творчестве Хундертвассера с середины 1950-х годов, с того момента, когда он посмотрел французский документальный фильм «Образы безумия», темой которого было творчество больных шизофренией пациентов парижского госпиталя Сен-Анн[fr][2].

Широкая дорожка спирали составлена из картушей, внутри каждого выписан орнамент. Спираль, разворачиваясь из центра картины, формирует кладбищенское пространство — сад мёртвых, за границей которого пустое белое поле — мир живых. Картина традиционно для Хундертвассера выполнена яркими сияющими красками. Весёлые лица мёртвых написаны зелёным цветом, их черты обозначены красным[2]. Для Хундертвассера спираль олицетворяла течение жизни и одновременно движение к смерти. Она имеет начало там, где зарождается жизнь, растёт по кругу, но никогда не замыкает его, а лишь приближается к той точке, которую уже прошла, и уходит в неизвестное никуда, недоступное человеческому пониманию. Она неправильной формы, может утолщаться и становиться тоньше, обходить препятствия и продолжать движение[3].

В данном случае речь идёт не только о банальном противопоставлении двух миров, но и о продолжении жизни после смерти. Как считал Хундертвассер, распадаясь после смерти, превращаясь в гумус, человек снова живёт, но теперь уже в деревьях, цветах и травах. По мнению искусствоведа Гарри Ранда, вряд ли кто из художников того времени, кроме Хундертвассера, касался в своем творчестве этой проблематики[2].

В конце жизни художник поселился в Новой Зеландии. Согласно его завещанию, он был похоронен на участке земли в Ао Теа Роа, купленном им самим и названном, как и картина 1953 года, «Сад счастливых мёртвых». По воле Хундертвассера, он должен был быть похоронен без гроба и одежды под тюльпановым деревом[4].

Примечания

  1. Ранд, 2005, с. 48.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ранд, 2005, с. 46.
  3. Die Spirale ist das Symbol des Lebens und des Todes · Hundertwasser. Дата обращения: 29 августа 2019. Архивировано 10 сентября 2019 года.
  4. Ранд, 2005.

Литература

  • Ранд Г. Хундертвассер: (альбом о жизни и творчестве художника). — М.: Арт-Родник, 2005.