Садистские стишки
Садистские стишки — жанр современного русского юмористического фольклора. Стишки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже — двустишия), чаще всего в дактиле, в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем, причём обычно в результате некоего техногенного воздействия.
По своей форме и своему содержанию эти стишки (жанр, близкий к прозаическим «страшилкам»), появившиеся в 70-х годах XX века[1], принципиально отличаются от обычных анекдотов. Как и частушки, они имеют стихотворную форму и целиком укладываются в четыре, а реже — в две строки. Необычной, парадоксальной концовки, как правило, не имеют. Кончаются трагическим событием, представленным в нарочито лёгкой форме, что создаёт впечатление абсурда. Главными героями в большинстве садистских стишков, как правило, выступают «маленький мальчик» или «девочка»[2]. Популярны садистские анекдоты в детской среде.
История
Возникновение жанра садистских стишков в русской культуре исследователи связывают с переводами «Стёпки-Растрёпки» и назидательными стихами Вильгельма Буша, которые были очень популярны в дореволюционной России[3]. Определённое влияние на становление жанра оказало и творчество поэтов-обэриутов. Последним важным фактором в оформлении жанра стало активное муссирование темы войны и ужасов фашизма в 1960-е годы. Ещё одним источником материала для стишков стал школьный пародийный фольклор (переделки классических литературных произведений, популярных песен и т. д.)[4].
По одной версии, в современном виде жанр создал Игорь Мальский, который с несколькими товарищами по ЛГУ организовал в Старой Деревне «Коммуну имени Жёлтой подводной лодки» — один из самых известных впоследствии очагов контркультуры хиппи. Именно там в 1977 году родился этот новый жанр протестной литературы. Первые четыре садистских стишка написал сам Мальский[5]. По другой версии, автором первой стихотворной страшилки был Олег Григорьев («Я спросил электрика Петрова…»)[2].
Садистские стишки отличаются большой вариативностью сюжетов, а также вариантов одного и того же сюжета и даже одного и того же четверостишия. Немалая часть садистских стишков представляет собой пародии на правила техники безопасности и иллюстрацию трагических последствий вопиющего нарушения этих правил. Имеется тенденция к «модернизации» данных стишков, обусловленная техническим прогрессом.
Примеры
Маленький мальчик нашёл пулемёт.
Больше в деревне никто не живёт,
Только лишь старая бабка Матрёна,
Но на неё не хватило патрона.
Девочка в поле лимонку нашла.
«Что это, дядя?» — спросила она.
«Дёрни колечко!» — ей дядя сказал.
Долго над полем бантик летал.
Девочка в поле бритву нашла,
«Что это?» — у папы спросила она.
Папа ответил: «Губная гармошка»…
… Все шире и шире улыбка у крошки!
Маленький мальчик нашёл ананас,
Им оказался немецкий фугас.
Вымыл он ручки и сел за стол есть…
Череп нашли километров за шесть.
Дочка у мамы просила конфетку.
Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку».
Быстро обуглились детские кости.
Долго смеялись над шуткою гости.
Дети в подвале играли в гестапо:
Зверски замучен сантехник Потапов.
Ноги и руки прибиты к затылку,
Но он не выдал, где спрятал бутылку.
См. также
Примечания
- ↑ Бахтин В. С. Детский фольклор. // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 672 с.:ил. — ISBN 5-89501-011-3.
- ↑ 2,0 2,1 Петрановская Л. В. Стихотворные страшилки. // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 672 с.:ил. — ISBN 5-89501-011-3.
- ↑ Борисов С. Б. Эстетика «чёрного юмора» в российской традиции Архивная копия от 13 марта 2007 на Wayback Machine // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (проект Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета)
- ↑ Лурье М. Л. Пародийная поэзия школьников Архивная копия от 27 февраля 2007 на Wayback Machine // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (проект Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета)
- ↑ Белоусов А. Ф. Воспоминания Игоря Мальского. «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник-1, М., 1995, с. 681—691.
Литература
- Белоусов А. Ф. Воспоминания Игоря Мальского. «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник-1. — М.: ИЦ-Гарант, 1995. — С. 681—691. — ISBN 5-900241-44-0
- Белянин В. П., Бутенко И. А. Антология чёрного юмора. — М.: ПАИМС, 1996. — ISBN 5-87664-069-7
- Борисов С. Б. Эстетика «чёрного юмора» в российской традиции // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (проект Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета)
- Лурье М. Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. — 2006. — № 6.
- Лурье М. Л. Пародийная поэзия школьников // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (проект Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета)
- Лысков А. О систематизации «садистских стишков» // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (проект Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета) (Материал размещён на сайте при поддержке гранта СARN99-WEB-II-27 Американского совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Корпорацией Карнеги — Нью-Йорк).
- Русский школьный фольклор. — М.: Ладомир, 1998. — 752 с. — (Русская потаённая литература). — ISBN 5-15-001157-6.