Саделер, Эгидий
Эгидий Саделер | |
---|---|
нидерл. Egidius Sadeler; чеш. Jiljí Sadeler | |
Дата рождения | 1570 |
Место рождения | Антверпен |
Дата смерти | 1629 |
Место смерти | Прага |
Подданство | Священная Римская империя |
Жанр | графика |
Учёба | Иоганн Саделер |
Эгидий Саделер Второй, также Жиль Саделер (нидерл. Egidius (Gilles) Sadeler; чеш. Aegidius (Egidius) Sadeler; Jiljí Sadeler, ок. 1570, Антверпен — 1629, Прага) — фламандский живописец, рисовальщик и гравёр, мастер резцовой гравюры на меди. «Рудольфинец» — работал при дворе императора Рудольфа II в Праге. Мастер северного, или «рудольфинского», маньеризма.
Семья фламандских художников Саделер
Семья Саделер была самой крупной и, вероятно, самой успешной из династий фламандских художников-гравёров и издателей, которые доминировали в искусстве Северной Европы конца XVI — начала XVII века. Как и в случае с другими семьями мастеров — Вирикс и Ван де Пасс, — стиль работы членов семьи настолько схож, что их произведения часто трудно различить из-за отсутствия подписей, дат или свидетельств местонахождения. Саделеры в основном занимались репродукционной гравюрой, то есть гравировали по рисункам и картинам других художников, выполняя важную роль распространения и популяризации их произведений. Всего не менее десяти мастеров по фамилии Саделер трудились гравёрами в испанских Нидерландах, Германии, Италии, Богемии и Австрии[1].
Саделеры произошли от мастеров-гравёров и чеканщиков оружия и доспехов из Алста, восточная Фландрия. У Яна де Саеллера или Саделера (Jan de Saeyelleer, Sadeleer) было трое сыновей, которых обычно называли «Саделер»: Ян, или Йохан, I (1550, Брюссель — 1600, Брюссель или, возможно, Венеция), Эгидий Первый (ок. 1555, Брюссель — ок. 1609, Франкфурт-на-Майне) и Рафаэль Эгидий Первый (ок. 1560, Антверпен — 1628 или 1632). Другой Саделер, Маркус или Марко, был печатником и, возможно, издателем, работавшим в Харлеме в 1586—1587 годах, и предположительно также является членом этой семьи[2][3].
Ян Саделер Первый (I), или Старший, был отцом Юстуса (ок. 1572, Антверпен — ок. 1620) и Маркуса Кристофа (Мюнхен, работал в 1614—1650 г.). Эгидий I был отцом Эгидия II (ок. 1570, Антверпен — 1629, Прага). Рафаэль I был отцом Рафаэля II (1584—1627 или 1632, оба в Антверпене), Яна II (ок. 1588—1665 или позже) и Филипса (ок. 1600, работал до 1650 г.). Эгидий II был отцом Тобиаса, который работал в Вене с 1670 по 1675 год.
Ян (Иоаннес) Саделер Первый был известен в Антверпене с 1572 года. В том же году он стал мастером Гильдии Святого Луки. К 1569 или 1570 году он работал на издателя Христофора (Кристофера) Плантена. Там к нему присоединился его младший брат Рафаэль Саделер Первый, и они продолжали тесно сотрудничать, переехав в Кёльн примерно в 1579 году, но продолжая посещать Антверпен. Потрясения голландского восстания разбросали всех антверпенских художников по Северной Европе, а после осады Антверпена испанцами в 1585 году Ян и Рафаэль уехали в Германию, работали в Майнце, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, прежде чем в 1593 году отбыли в Италию. Сначала они отправились в сопровождении своего племянника Эгидия II в Верону, затем в 1596—1597 годах в Венецию, где у них была своя мастерская. В 1604 году Рафаэль Саделер вернулся в Мюнхен, оставался до конца своей жизни, последняя запись о которой датируется 1622 годом. Сын Яна Маркус, или Марко, остался в Италии в качестве издателя и художника, хотя может возникнуть путаница между его работами и работами его предполагаемого родственника, старшего Маркуса[4].
Творчество Эгидия Саделера Второго
Эгидий Саделер Второй (иногда называемый Эгидиус или Жиль; ок. 1570—1629) был ведущим и наиболее известным гравёром северного маньеризма. Переехав в детстве в Кёльн (ок. 1579), затем в Мюнхен (ок. 1588), он обучался в Антверпене. В 1589 году был принят в Гильдию Святого Луки, затем уехал в Италию, работал в Риме (1593), вернулся в Мюнхен со своими дядями Яном и Рафаэлем в 1594 году. Путешествовал с ними в Верону и, вероятно, в Венецию (1595—1597). После поездки (по-видимому, в одиночку) в Неаполь он в 1597 году переехал в Прагу, где провёл остаток своей жизни, в основном работая при дворе императора Рудольфа II Габсбурга[5].
Некоторое время Эгидий Саделер жил в доме Бартоломеуса Спрангера, произведения которого он переводил в гравюры. Он продавал гравюры с прилавка во Владиславском зале Пражского Града, показанном на его гравюре (1607). Из поездки в Италию он привёз гравюры по произведениям мастеров итальянского Возрождения: Рафаэля, Тициана, Тинторетто, а также художников Северного Возрождения, в частности Альбрехта Дюрера, Пауля Бриля и Дениса Калверта. Позднее работал над собственными композициями — пейзажами и портретами известных личностей из окружения императора Рудольфа II. Наиболее удавшимися считаются его портреты художника Бартоломеуса Спрангера и его жены Кристины (1600), вид Владиславского зала, а также изображения города Праги. В 1607 году он закончил работу над большой панорамой Праги (с горы Петрейн).
В Праге он сотрудничал с фламандским гуманистом Якобом Типотием (1540—1601), придворным историком императора Рудольфа II, над книгой эмблем «Символы Божественные и человеческие» (Symbola Divina et Humana). Саделер выполнил к этому изданию гравюры (1601—1603).
В 1605 году Эгидий Саделер награвировал карту Чехии, её территории между 48°16’ и 50°58’ с. ш., и от 29°54’ до 34°28’ в. д. Кроме собственно Чехии, карта охватывала также пограничные районы соседних Венгрии и Словакии. В 1620 году он разработал новую карту Чехии (Bohemia in suas partes geografice distineta), на ней были обозначены различные города (Прага, Эгер, Братислава), реки (например, истоки Эльбы), Рудные горы и многое другое. Поля карты были украшены изображениями различных персонажей: царственных особ, представителей народностей, сословий и ремёсел.
Гравюры Саделера использовали многие пражские художники: декораторы интерьера, чеканщики по металлу и резчики по дереву, эмальеры, в том числе его родственник, также знаменитый «рудольфинец», гравёр по стеклу Каспар Леман[6].
Из учеников Эгидия Саделера наиболее известны Венцель Холлар и Иоахим фон Зандрарт.
Гравюры Эгидия Саделера Второго
-
Охота на оленя на болоте.
-
Тайная вечеря. Офорт
-
Владиславский зал Пражского Града. Офорт. 1607
-
Портрет императора Рудольфа II. 1603. Офорт Э. Саделера Второго по оригиналу Х. фон Аахена
-
Вид Праги. 1607. Офорт
-
Тит Веспасиан, император Рима. Офорт Э. Саделера Второго по картине Тициана
-
Христос как садовник перед Марией Магдалиной (Noli me tangere). Э. Саделер Второй по рисунку Б. Спрангера. Ок. 1600. Гравюра резцом на меди
-
Портрет господаря Валахии и Трансильвании Михая Храброго. Ок. 1600. Офорт
Примечания
- ↑ Bowen K. L. The Sadelers: From Printmakers to Booksellers. — Print Quarterly, 2022. — 39 (4): 379—395
- ↑ Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- ↑ Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
- ↑ Bury М. The Print in Italy. 1550—1620. — British Museum Press, 2001. — ISBN 0-7141-2629-2
- ↑ Grove Art Online, the various articles on the family & its members. Accessed 13 July 2009
- ↑ Власов В. Г. Саделер // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 295. — ISBN-5-88737-010-6
Литература
- Dějiny českého výtvarného umění II/1 (Geschichte der bildenden Kunst II/1). — Prag: Akademia, 1989.
- Neumann J. Rudolfínská Praha. Praha, 1984.
- Тананаева Л. И. Рудольфинцы: Пражский художественный центр на рубеже XVI—XVII веков. — М.: Наука, 1995. — 240 с.