Садат, Руя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Руя Садат

Руя Садат (перс. رویا سادات‎; род. 1981[1][2], Герат, Афганистан) — афганский кинорежиссёр и кинопродюсер. Она стала первой женщиной-режиссёром в истории афганского кинематографа в пост-талибскую эпоху, отважившись снимать художественные и документальные фильмы на тему несправедливости и ограничений, налагаемых на женщин. Она сняла свой дебютный полнометражный фильм «Три точки» после падения режима талибов[3][4], за который была удостоена ряда наград[5]. В 2003 году Руя Садат вместе со своей сестрой Алкой основали Дом кино Руя, под началом которого выпустили более 30 документальных и художественных фильмов[4][6][7].

Биография

Руя Садат родилась в афганском городе Герат[3] в 1983 году, во время Советско-афганской войны[8]. Она изучала право и политологию в Университете города Герат и получила степень бакалавра искусств в 2005 году. В 2006 году Садат училась в Азиатской академии в Пусане на курсе кинорежиссуры[6]. В годы её юности в Афганистане правили талибы, и женское образование было запрещено. Она и её пять сестер получали домашнее образование под руководством матери[4]. Руя была самоучкой, получавшей знания, читая книги Сида Филда в персидских переводах[3]. Её очень увлекло искусство производства фильмов, но, учитывая репрессивную атмосферу во время режима талибов, она писала сценарии для пьес и фильмов[6][9]. В 1999 году, ещё во время правления талибов, она написала и поставила пьесу для театрального представления, организованного группой афганских женщин[7]. После падения режима талибов Садат начала снимать фильмы, и её первой полнометражной картиной в качестве продюсера и режиссёра стали «Три точки», известные в Афганистане как «Многоточие»[6][3]. Она сняла этот фильм в цифровом видеоформате менее чем за две недели. Фильм, хотя и представлял собой качественный продукт, всё же давал западному зрителю представление о положении женщин в Афганистане[8]. Главную роль в нём сыграла Гюль Афроз, не имевшая актёрского образования. Когда её муж и члены семьи хотели помешать Афроз сниматься в фильме, она пригрозила покончить с собой[3]. «Три точки» получили восторженные отзывы по всему миру[7].

За документальную ленту Садат «Усама», предшествовавшую её первому полнометражному фильму, афганский кинорежиссёр и продюсер Сиддик Бармак выплатил ей 2000 долларо, а также нанял её писать сценарии для двух короткометражных фильмов и для работы на японском телевидении[8]. Она участвовала в создании документального фильма «Три, два, один», рассказывающего о неграмотности среди афганских женщин и который был снят её сестрой Алкой. Он был запланирован к показу в 2007 году в афганском парламенте в рамках ожидаемого принятия законодательства по вопросу женского образования[5].

Художественный фильм «Игра на таре» был показан на 7-м Азиатском женском кинофестивале IAWRT в 2011 году, в нём рассказывается о невзгодах 17-летней девушки, вышедшей замуж за гораздо более старшего мужчину. Он также демонстрировался на кабульском Первом осеннем кинофестивале, посвящённому правам человека, и получил высокую оценку зрителей[9][10]. В своих работах Садат обычно выступает в качестве сценариста, режиссёра, актрисы и во многих других сферах кинопроизводства, включая музыку[9].

В 2007 году Руя Садат также работала на афганском телевидении Tolo TV над популярной мыльной оперой «Секреты этого дома», состоявшей из 50 серий и описывающей повседневную жизнь Афганистана[9][10].

Библиография

Примечания

  1. Meet the 2018 International #WomenofCourage. Государственный департамент США (21 марта 2018). Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 22 марта 2018.
  2. Nili, Hadi نام رویا سادات در فهرست 'زنان شجاع' وزارت خارجه آمریکا. BBC Persian (24 марта 2018). Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Graham, 2010, p. 142.
  4. 4,0 4,1 4,2 Nagarajan, Saraswathy. Voice of the silenced (17 декабря 2014). Архивировано 20 марта 2020 года. Дата обращения 17 марта 2021.
  5. 5,0 5,1 Nawa, Fariba New Voices New Afghanistan. Aramco World (2007). Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 30 июля 2016 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Roya Sadat: 'She even changed her name to Sohrab, a boy's name' (4 мая 2014). Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 12 августа 2016 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 International Jury (недоступная ссылка). Roya Sadat. International Film Festival of Kerala 2015. Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 2 июля 2015 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Graham, 2010, p. 133.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Ways Of Seeing: Rhetoric And Reality Report on the 7th IAWRT Asian Women's Film Festival, Seminar and Exhibitions India International Centre, New Delhi March 5, 7 and 8, 2011 (pdf) (недоступная ссылка). The Network of Women in Media, India (2011). Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  10. 10,0 10,1 Mohan, Reena They question with their camera. The Hindu Businessline (20 октября 2011). Дата обращения: 17 марта 2021.