СЭТ-40

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
СЭТ-40
проекта 1331-М СЭТ-40, 1980-е годы
Основная информация
Тип Электрическая торпеда
Назначение Поражение ПЛ
Базирование НК и ПЛ
Государство  СССР
Производитель НИИ-400
На вооружении 1962
Современный статус Снята с вооружения
Параметры
Масса 550 кг
Длина 4500 мм
Диаметр 400 мм
Боевая часть 80 кг
Технические данные
Двигатель ДП-11М
Винты 1
Скорость хода 29 узлов
Дальность хода 8 км
работы ССН 600-800 м
Глубина хода до 200 м
Управление прибор самонаведения

СЭТ — 40 — противолодочная малогабаритная электрическая самонаводящаяся акустическая торпеда для поражения малошумящих подводных лодок.

Торпеды состоят на вооружении надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации. В ВМФ СССР торпеды классифицировали в зависимости от заряда БЧ — ядерная или обычная, по виду энергосиловой установки — парогазовая (тепловая), электрическая или реактивная и по масс-габаритным характеристикам обычные или малогабаритные.[1]

История проектирования

Торпеда СЭТ-40 создавалась в НИИ-400 (ныне — ЦНИИ «Гидроприбор») под руководством главного конструктора В. И. Сендерихина. Прибор самонаведения с активно-пассивной акустической системой разрабатывался под руководством главного конструктора Ю. Б. Наумова.

В 1962 году торпеда СЭТ-40 поступила на вооружение ВМФ СССР и успешно использовалась надводными кораблями и подводными лодками.[2]

Конструкция

Торпеда СЭТ-40 имела сигарообразную форму разделённую на 4 основных отсека:

  1. Приборный отсек;
  2. Боевое зарядное отделение;
  3. Аккумуляторное отделение;
  4. Хвостовая часть.

В приборном отсеке устанавливалась акустическая активно-пассивная система самонаведения.

В боевом зарядном отделении торпеды находились неконтактный акустический взрыватель, запальное устройство и взрывчатое вещество.

В аккумуляторном отделении помещалась серебряно-цинковая аккумуляторная батарея типа М3-2.

В хвостовой части располагались силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды, гребной винт и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.[1]

Принцип работы

Перед выстрелом торпеды с помощью прибора управления торпедной стрельбой (ПУТС) в неё вводились расчётные параметры движения цели. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска электродвигателя постоянного тока, торпеда развивала скорость 29 узлов и устремлялась в направлении цели. Во время движения электрическая торпеда не оставляла видимого следа, чем обеспечивала скрытность атаки. Если торпеда по какой-либо причине начинала уклоняться от заданного направления, то прибор курса действовал на электро-гидравлическую рулевую машинку управляющую вертикальными рулями и направлял торпеду по заданному курсу. Если торпеда начинала уклоняться от заданной глубины, то изменившееся давление наружной воды действовало на автомат глубины, который передавал соответствующее усилие на электро-гидравлическую рулевую машинку управляющую горизонтальными рулями и торпеда возвращалась на заданную глубину хода. При выходе торпеды в зону действия аппаратуры самонаведения, её активно-пассивная гидроакустическая система осуществляла гидролокацию подводной лодки-цели и управляла рулями, обеспечивая выход торпеды на цель. Как только торпеда входила в зону действия неконтактного акустического взрывателя, происходило замыкание цепи запала и воспламенение взрывчатого вещества, вызывая взрыв заряда БЧ и поражение цели.[1]

Модификации

  • СЭТ-40 — базовая модель торпеды принятая на вооружение в 1962 году.
  • СЭТ-40У — усовершенствованная модификация с улучшенной батареей и новой ССН «Сапфир». Принята на вооружение в 1966 году.


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Сычёв В. А. Корабельное оружие. — Москва: ДОСААФ СССР, 1984.
  2. А.В. Платонов. Энциклопедия советских подводных лодок. — Москва.

Литература

  • Сычёв В. А. Корабельное оружие Москва ДОСААФ СССР 1984
  • А. В. Платонов «Энциклопедия советских подводных лодок. 1941—1945.»

Ссылки