СЕПЕКАТ
SEPECAT | |
---|---|
Основание | 1966 |
Отрасль | военное авиастроение |
Продукция | истребитель-бомбардировщик «Ягуар» |
Материнская компания |
«Бритиш аэроспейс» «Дассо-Бреге» |
«СЕПЕКАТ» (фр. Société Européenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique) — западно-европейский консорциум, созданный в 1966 году для выполнения всего комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию и производству истребителя-бомбардировщика «Ягуар»[1].
Краткие сведения
«СЕПЕКАТ» включал в себя британскую аэрокосмическую корпорацию англ. BAC (в будущем «Бритиш аэроспейс») и французскую авиастроительную фирму «Дассо-Бреге». Их сотрудничество для создания консорциума началось с подписания в 1965 году межправительственного меморандума о понимании между Великобританией и Францией, который определял контуры совместной разработки двух типов машин: сверхзвукового ударного истребителя и учебно-тренировочного самолёта. Оба правительства создали официальный комитет по администрированию программы «Ягуар», в котором консорциум SEPECAT был промышленным крылом. Разделение работ было следующим: англ. BAC строил заднюю часть фюзеляжа и крылья, а инженеры «Дассо-Бреге» отвечали за переднюю и центральную части фюзеляжа. Для уменьшения излишнего дублирования производств, каждая деталь или узел самолёта имели только одного поставщика. Аналогичное сотрудничество было налажено для производства новых авиадвигателей Ardour между британской компанией «Роллс-Ройс» и французской фирмой Turbomeca[2].
Некоторую иронию у современных исследователей вызывает то, что в конце концов результатом работы консорциума стал низковысотный ударный самолёт на экспорт. То есть, совершенно не тот тип машины, которая задумывалась на начальных этапах разработки[2]. Специально для экспортных поставок в 1976 году консорциум предоставил вариант «Ягуар интернэшонал» с повышенной тяговооружённостью[1].
Производство самолётов «Ягуар» было завершено в 1985 году[1]. Количество выпущеных машин варьируется в разных источниках от 522[1] до 573 единиц, среди которых было 403 самолёта для ВВС Франции и Великобритании, 54 машины для Омана, Эквадора и Нигерии, а также — 116 машин для ВВС Индии[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Свищёв, 1994, «СЕПЕКАТ», с. 512.
- ↑ 2,0 2,1 Hartley, Belin, 2020, SEPECAT:Jaguar, p. 173.
- ↑ SEPECAT Jaguar Ground Attack Aircraft (англ.). Airforce Technology (1 ноября 2020). Дата обращения: 4 января 2023.
Литература
- Авиация : Энциклопедия / Г. П. Свищёв. — М. : «Большая Российская энциклопедия», 1994. — ISBN 5-85270-086-X.
- The Economics of the Global Defence Industry : [англ.] / Keith Hartley, Jean Belin. — London, New York : Routledge, 2020. — ISBN 978-1-138-60809-2.