Рёдер, Эми

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эми Рёдер
Награды
Командор ордена За заслуги перед ФРГ
Э.Рёдер Большая сидящая триполитанка (1963)

Эми Рёдер (нем. Emy Roeder; 30 января 1890, Вюрцбург — 7 февраля 1971, Майнц) — немецкая скульптор и художница-экспрессионистка.

Жизнь и творчество

Э. Рёдер родилась в 1890 году. Изучала искусство в Вюрцбурге, Мюнхене и, в 1912—1915, в мастерской скульптора Бернгарда Хётгера, в Дармштадте. Затем переехала в Берлин, где работала уже самостоятельно. В Берлине Э. Рёдер была членом ряда радикальных авангардистских художественных движений, в которые тогда входили многие известные мастера — в том числе её учитель Б. Хётгер, а также Рудольф Беллинг, Герберт Гарбе (за которого Э. Рёдер в 1919 выходит замуж) и др.

В 1920-е годы ознаменовались для Э. Рёдер большими творческими успехами. Она принимает участие в ряде берлинских выставок, художественная критика положительно оценивает её работы. Э. Гарбе-Рёдер и её супруг-скульптор находились в близких, дружеских отношениях с берлинской художественной элитой — К. Кольвиц, Э. Барлахом, К. Шмидт-Ротлуфом. В 1933 году Г. Гарбе добровольно вступает в НСДАП. В том же году семья Гарбе-Рёдер уезжает в Рим, откуда Г. Гарбе через год возвращается в Берлин уже один. Э .Рёдер остаётся в Италии, затем работает во Франции и Баварии. В 1936 она получает стипендию флорентийского дома художников Вилла Романа, которым тогда руководил Ганс Пуррман, и работает во Флоренции до 1944 года.

В 1937 году ряд работ Э. Рёдер (в том числе скульптура Беременная) были нацистами отнесены в разряд дегенеративного искусства. В 1944 году, при освобождении Италии от фашистов, художница была арестована союзниками и отправлена в лагерь для интернированных, однако благодаря хлопотам Г. Пуррмана и историка Ф. Фольбаха была вскоре освобождена. В течение 4 послевоенных лет Э. Рёдер живёт и работает в Риме. Вернувшись в Германию в 1950, она получает в Майнце жильё и художественное ателье, предоставленные ей городскими властями в обмен на ведение преподавательской деятельности (до 1953). Позднее Э. Рёдер ведёт жизнь свободной художницы в этом городе, часто путешествуя (в Швецию, Грецию, Италию, по Северной Африке).

В 1955 она принимает участие в выставке современного искусства documenta 1 в Касселе. Художественное собрание, принадлежавшее Э. Рёдер и состоявшее из её работ, а также произведений классиков немецкого экспрессионизма — Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа, Ганса Пуррмана, Отто Хербига и др., художница завещала своему родному городу Вюрцбургу.

К творческому наследию Э. Рёдер, работавшей в экспрессионистском художественном стиле, относятся в первую очередь скульптурные изображения-портреты. Особенно удавались ей женские и материнские образы. В работах её 1920-х годов чувствуется влияние Э. Барлаха. Другими важными темами в её творчестве были изображение животных, а также обнажённой натуры — как в рельефном, так и скульптурном исполнении. В своём раннем периоде Э. Рёдер работала с металлом и с деревом, позднее же создавала свои произведения только из бронзы.

Награды

  • 1920 — премия Прусской академии искусств
  • 1929 — премия города Кёльна в области ваяния (совместно с Германом Блументалем)
  • 1936 — премия Виллы Романо (Флоренция)
  • 1960 — орден «За заслуги» ФРГ
  • 1962 — большой приз города Майнца в области искусств; присвоение почётного членства Майнцского университета
  • 1963 — присвоение звания профессора искусств министерством культуры земли Северный Рейн-Вестфалия
  • 1966 — большая премия в области культуры города Вюрцбурга

Примечания

Литература

  • Beate Reese: Auf der Suche nach Ausdruck und Form. Emy Roeder (1890—1971) und die Plastik ihrer Zeit. ISBN 3-928155-48-2

Галерея