Рязанцев, Василий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Рязанцев
Имя при рождении Василий Иванович Рязанцев
Дата рождения 1800(1800)
Дата смерти 1831(1831)
Профессия актёр

Васи́лий Ива́нович Ряза́нцев (1800 или под другим источникам 13 февраля 1803[1] — умер в ночь с 28-го на 29-е июня 1831) — русский комик. Получил образование в Московском театральном училище и после удачного дебюта в «Комедии ошибок» принят на Петербургскую императорскую сцену. Не изучив глубоко искусства и не получив большого образования, Рязанцев как-то инстинктивно умел схватывать тип и верно изображал характеры[2]. Это качество его сближало с другим прославленным артистом — московским В. И. Живокини. Рязанцев играл преимущественно в водевилях (в «Хлопотуне» Писарева, в «Бенефицианте» кн. Шаховского, Я. Д. Шумский («Актёры между собой, или Первый дебют актрисы Т. М. Троепольской» Хмельницкого), гусар Брант («Суженого конём не объедешь» Н. И. Хмельницкого), Антонио («Женитьба Фигаро» П. Бомарше) и др.). Одного появления Рязанцева на сцене было достаточно, чтобы возбудить в зрителях невольный смех.

Первый исполнитель роли ФамусоваГоре от ума») в Александринском театре 26 января 1831 г.

Умер от холеры.

См. С. Аксаков, «Литературные и театральные воспоминания», «Сев. пчела» (1831, № 207); «Иллюстрированная газета» (1867, № 18); «Русская старина» (1880, т. XXIX: отношения к И. Сосницкому). Похоронен на Смоленском кладбище, на холерном участке.

Информации об актёре сохранилось мало, да и то, что дошло, весьма спорно. Большая биографическая энциклопедия рассказывает:

В 1823 г. в Москву приехала на гастроли оперная певица Сандунова. Она выбрала для первого спектакля оперу «Cosa Rara»; но ей недоставало артиста на роль Тита. Она сама отправилась в театральную школу, испытывала там голоса воспитанников и осталась видимо недовольна, пока наконец разборчивая артистка не обратилась к Рязанцеву, которого она перебила на первых же нотах, сказав: «Вот мой Тит; лучшего мне не надобно». И здесь уже, не имея протекции, столь всевластной в театральном мире, Рязанцев мог заявить себя во всем блеске; долгое ожидание было вознаграждено самым несомненным успехом. … Товарищ его П. А. Каратыгин (брат знаменитого трагика и также весьма даровитый актер) в своих «Записках» так говорит о нем: «В 1828 году перешел с Московской сцены на Петербургскую актер Рязанцев и с первых же своих дебютов сделался любимцем публики. Это был, действительно, замечательный комик. Он был небольшого роста, толстенький, кругленький, краснощекий, с лицом, полным жизни, с большими черными выразительными глазами; всегда весел и натурален, всегда действовал он на зрителей. Такой непринужденной веселости и простоты не встречал я ни у кого из своих товарищей в продолжение моей службы. При появлении его на сцену, у всех невольно появлялась улыбка, и комизм его возбуждал в зрителях единодушный смех». Рязанцев, как и в Москве, продолжал играть в комедиях, операх, водевилях, занимал самые разнообразные, но непременно комические амплуа. К сожалению, он иногда относился к своим обязанностям до такой степени небрежно, что иногда совершенно не знал роли. П. А. Каратыгин рассказывает забавный случай, как Рязанцев однажды на репетиции взбесил своим отношением к делу инспектора драматической труппы Храповицкого, который поспешил довести об этом до сведения Директора театров, князя Гагарина, и просил последнего присутствовать на спектакле. Не ожидая такой энергичной меры, Рязанцев вечером прибыл на спектакль неприготовленный; как вдруг он узнает, что князь Гагарин в театре. Ему ничего не оставалось больше, как заставить суфлера как можно проворнее прочитать роль, пока сам Рязанцев одевался и гримировался. И что же? «Лишь только он вышел на сцену», — рассказывает Каратыгин, — «публика оживилась, симпатичность его вступила в свои права, — и дело пошло на лад; он играл молодцом, весело, живо, с энергией, не запнулся ни в одном слове. Публика была совершенно довольна, смеялась от души, вызвала его и других артистов, и комедия удалась вполне».

После его кончины большинство его ролей стал исполнять актер Николай Осипович Дюр.

Примечания

  1. Рязанцев, Василий Иванович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  2. Рязанцев, Василий Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.