Рязанов, Виктор Петрович
Рязанов, Виктор Петрович - инженер гражданской авиации, ведущий инженер самолёта Ил-76, принудительно посаженного вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Рязанов Виктор в экипаже был инженером. Экипаж самолёта попал в плен. Спустя год (378 дней), 16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег из плена.[1][2][3][4] Был награжден Орденом Мужества.[5]
Рязанов Виктор Петрович | |
---|---|
Полное имя | Рязанов Виктор Петрович |
Дата рождения | 11 февраля 1949 |
Место рождения | с. Староюрьево, Староюрьевский район, Тамбовская область, РСФСР, СССР |
Дата смерти | 27 июня 2021 (72 года) |
Страна | СССР, Россия |
Род деятельности | Инженер гражданской авиации |
Отец | Рязанов Петр Ильич |
Мать | Рязанова Ефросиния Григорьевна |
Супруга | Рязанова Евгения Васильевна |
Дети | Рязанова Елена |
Награды и премии | |
Биография
Родился 11 февраля 1949 года. Закончил школу с.Староюрьево Тамбовской области, в 1969 году получил специальность «Радиоаппаратостроение» на базе средне-технического факультета Тульского политехнического института.[6] После двухлетней службы в армии в 1971 году поступил в Московский Энергетический институт, который закончил в феврале 1977 года по специальности «Радиотехника» и до июля 1994 года работал на Казанском авиационном производственном объединении им. С.П.Горбунова.
С июля 1994 года работал ведущим инженером авиакомпании «Аэростан».
С 3 августа 1995 года по 16 августа 1996 года находился в плену движения «Талибан» в г. Кандагар в составе семи членов экипажа, захваченного самолета Ил 76.[7][8]. При подготовке побега Рязанов и другой член экипажа Бутузов не только сумели проверить самолёт, но нашли неисправность и придумали способ, как её исправить. Причём делали это в «полевых условиях» при отсутствии вспомогательного оборудования «втихую под плотным контролем вооруженных и агрессивно настроенных восточных людей». Отмечается, что[8]
В Кандагаре у Ил-76 имелась неисправность во ВСУ — вспомогательной силовой установке, без которой нельзя запустить двигатели. ВСУ не запускалась, соответственно, невозможен был запуск маршевых двигателей. Проблема была связана в том числе и с высокой температурой наружного воздуха. Если бы ребята не обнаружили этот дефект, полет бы не состоялся в принципе.
С ноября 2004 года — инженер по эксплуатации автоматики и радиоэлектронного оборудования 1 класса авиационной техники авиакомпании «Тулпар Эйр».
В мае 2018 года в возрасте 69 лет ушёл на пенсию.
За период работы на Казанском Авиационном Заводе имени С. П. Горбунова овладел техникой эксплуатации Аи РЭО самолётов: АН-8, АН-24, АН-26, ИЛ-14, АН-2, ИЛ-76 ТД, АН-12 , ИЛ-76 Т(ДТ).
В дальнейшем повышал квалификацию для международных полётов по эксплуатации самолётов: ИЛ-76 ТД, ИЛ-62М, ЯК-40, ЯК-42(Д).
Воинское звание — капитан запаса — ПР МО РФ № 661 от 31.10.1996 г.
Личная жизнь
Владеет английским. Поглощён авиацией. Женат. Жена- Евгения Васильевна 1952г.р. уроженка г. Сыктывкар. Закончив Сыктывкарский Государственный Университет, работала на Казанском Авиационном Заводе имени С.П.Горбунова. В семье один ребёнок: дочь Елена. В 2012 году родилась внучка Виктория.
Память
12 мая 2022 года установлена мемориальная доска на здании школы с.Староюрьево Тамбовской области, где учился Виктор Рязанов.[9]
Награды
Советский период – Казанский Авиационный Завод имени С.П.Горбунова (за подписью генерального директора В.Копылова):
- Знак «Победитель социалистического соревнования 1980г.» от имени Министерства и ЦК профсоюза – Приказ №44 от 12.02.1981г.
- Занесение на Доску Почёта объединения – Приказ №117 от 09.04.1984г.
- Занесение на Стенд Передовиков производства – Приказ №264 от 25.10.1988г.
- Орден Мужества №13799 (удостоверение №148088) – Указ Президента РФ №1225 от 22.08.1996г.[10]
- Почётная Грамота – Указ президента РТ 19.08.1996г.
- Наградные часы от президента Татарстана М.Ш.Шаймиева
- Нагрудной знак «Отличник воздушного транспорта» – Приказ Министра транспорта РФ №260/к от 22.02.2001г.
- Наградные часы от Министра обороны РФ С.Б.Иванова 2006г.
- Медаль «В Память 1000-летия Казани» (удостоверение № 139963) – Указ Президента РФ от 30.06.2005г.
- Благодарность руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) – Приказ №205/Н-ФА от 19.08.2010г.
Примечания
- ↑ Виктор БАРАНЕЦ | Александр КОЦ. Побег из Кандагара. Как это было . kp.ru (3 февраля 2010). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Побег из ада: что талибы делали с пленными русскими летчиками . РИА Новости (20200803T0800). Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Побег из Кандагара: 20 лет спустя . kazan.mk.ru. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Сбежать из кандагарского плена заставили письма жены . kp.ru (4 февраля 2010). Дата обращения: 26 февраля 2022. Архивировано 26 февраля 2022 года.
- ↑ Награждение летчиков, сбежавших из Кандагара . Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ В жизни всегда есть место подвигу. Рязанов В. П. - начальные классы, мероприятия . kopilkaurokov.ru. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ Кандагарские пленники – заложники своего времени (рус.) ?. Казанские истории. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ 8,0 8,1 Бирин М. Канадско-российский бизнесмен с 22-го завода: «Такое сотворить могли только наши!» . БИЗНЕС Online. Дата обращения: 18 февраля 2022. Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ На фасаде Староюрьевской средней школы установили мемориальную доску . gazetastaroyurevo.ru. Дата обращения: 13 мая 2022.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 1225 . Президент России. Дата обращения: 20 февраля 2022. Архивировано 20 февраля 2022 года.