Рябчук, Николай Юрьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Юрьевич Рябчук
укр. Мико́ла Ю́рійович Рябчу́к
Микола Рябчук в 2009 годуМикола Рябчук в 2009 году
Дата рождения 27 сентября 1953(1953-09-27) (70 лет)
Место рождения Луцк
Гражданство  СССР Украина
Род деятельности писатель, переводчик, публицист, культурный и политический аналитик
Язык произведений Украинский, русский
Дебют «Потреба слова» (1985)

Николай Юрьевич Рябчук, Микола Рябчук (27 сентября 1953, Луцк) — украинский поэт, переводчик, публицист, культурный и политический аналитик.

Биография

Закончил Львовский политехнический институт по специальности инженер-электромеханик (1977) и Московский литературный институт (1988). Принадлежал к кругу писателей-восьмидесятников. Занимался на Украине журналистикой, преподавал. В 19941996 и 1999 работал в университетах США. Член редакционной коллегии журнала «Критика» (укр. Критика). Переводит с английского и польского языков.

Жена — писательница Наталья Белоцерковец. У супругов — двое детей.

Взгляды

Рябчук является автором так называемой «креольской теории»[1]. Согласно этой теории, Россия/СССР (Рябчук их не различает) за период своего «колониального господства» над Украиной создала в стране культурно-этническую группу, которую Рябчук называет «креолами» (по аналогии с креолами в Латинской Америке)[1]. «Креолы», по Рябчуку, являются «пятой колонной» России на Украине, причём составляют значительную часть её олигархов (в частности, правительство Виктора Януковича рассматривается Рябчуком как выражавшее именно их интересы[2]) и заинтересованы в неоколониальных отношениях между Россией и Украиной[1].

Критика

По мнению российского политолога Александра Тарасова, представление Рябчука о колониальном статусе Украины в составе СССР является «не научным, а демагогическим и шовинистическим». Тарасов отмечает, что в советский период огромные средства были вложены в техническое, научное и культурное развитие Украины, особенно — в её восстановление после Великой Отечественной войны, в то время как обычная колониальная политика предполагает ограбление и истощение колоний в пользу метрополии, а также то, что не бывает таких колоний, в которых население живёт богаче, чем в метрополии[1]. По словам Тарасова, «креольская теория» «подводит базу под украинский великодержавный шовинизм», а статья «Культура памяти и политика забвения» — это «написанная культурным академическим языком статья, суть которой легко свести к известному некультурному и неакадемическому лозунгу „Комуняку — на гилляку, москалей — на ножи!“». Тарасов утверждает, что влияние теорий Рябчука «хорошо прослеживается в практике постмайданного киевского руководства»[1].

Книги

  • «Потреба слова» (1985)
  • «Зима у Львові» (1989)
  • «Від Малоросії до України: парадокси запізнілого націєтворення» (2000, признана книгой года в номинации Политология и социология)
  • «Дилеми українського Фауста: громадянське суспільство і „розбудова держави“» (2000)
  • «Деінде, тільки не тут» (2002)
  • «Дві України: реальні межі, віртуальні ігри» (2003)
  • «Зона відчуження: українська олігархія між Сходом і Заходом» (2004)
  • «У ліжку зі слоном — українсько-російські асиметричні відносини: культурний аспект» (2006)
  • «Четверта свобода: вільний рух людей між Україною та Європейським Союзом — проблеми і перспективи» (2006)
  • «Сад Меттерніха» (2008)
  • «Улюблений пістолет пані Сімпсон: хроніка помаранчевої поразки» (2009)
  • «Постколоніальний синдром. Спостереження» (2011)

Публикации на русском языке

Признание

Статьи и книги М.Рябчука переведены на английский, французский, немецкий, польский, чешский и венгерский языки. Премия Фонда Емельяна и Татьяны Антонович (2003) и др. награды.

Ссылки

Примечания