Рябчиков, Евгений Иванович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Иванович Рябчиков
Дата рождения 25 марта 1909(1909-03-25)
Место рождения Ярославль, Российская империя
Дата смерти 30 апреля 1996(1996-04-30) (87 лет)
Место смерти Москва, Россия
Гражданство  СССР Россия
Род деятельности прозаик, журналист, тележурналист, телеведущий
Язык произведений русский
Премии
Орден Трудового Красного Знамени — 1962 Орден «Знак Почёта»

Евгений Иванович Рябчиков (1909—1996) — советский журналист, писатель, кино- и телесценарист, лауреат Ломоносовской премии АН СССР, пионер спортивной и космической журналистики СССР.

Биография

Ранние годы

Евгений Рябчиков родился 12 (25) марта 1909 года в городе Ярославле в интеллигентной семье: его отец был юристом, мать учительницей[1].

В 1928 году юноша окончил Нижегородский педагогический институт и три года отработал в школе по распределению учителем русского языка и литературы[1].

Карьера репортёра

В 1930 году Евгений Рябчиков пришёл в профессиональную журналистику, возглавив отдел информации нижегородской газеты «Ленинская смена»[1].

В 1932 году получил приглашение на должность заместителя редактора в орган краевого управления ОГПУ СССР, газеты «Динамовец начеку» и сблизился с куратором правоохранительных органов, тогдашним секретарём Горьковского крайкома ВКП (б) А.А. Ждановым[1].

После назначения Жданова на пост секретаря ЦК ВКП (б) в 1934 году по его призыву в Москву последовали несколько молодых журналистов и поэтов, в том числе и Рябчиков[1].

Первоначально Евгения прикомандировали к охране И. В. Сталина, а через 4 месяца он стал редактором газеты «Динамовец» — органа Центрального совета Московского Спортивного общества «Динамо»[1].

Уже в конце 1934 года Рябчикова принимают в штат газеты «Комсомольская правда» на должность специального корреспондента, где молодой журналист стал настоящим первооткрывателем жанра репортажа и научно-технической журналистики. Его очерки и репортажи также публиковали журнал «Огонёк» и газета «Правда»[1].

В 1934 году Е. И. Рябчиков взял интервью у Константина Эдуардовича Циолковского.

В сентябре 1934 года репортёр «Комсомолки» провожал в Москве и встречал в Харькове экипаж самолёта АНТ-25 (РД), совершивший рекордный беспосадочный перелёт по замкнутому маршруту Москва — Рязань — Тула — Харьков. Громов был командиром экипажа[2].

Евгений Рябчиков (справа) берет интервью у лётчика-испытателя Владимира Коккинаки (слева).

В начале 1935 года Рябчиков поступил в клуб Осоавиахим и стал учиться летать в Центральном аэроклубе. Выпускной экзамен на управление самолётом Рябчиков сдавал легендарному лётчику-испытателю Михаилу Громову[2]. Первая книга Рябчикова в серии «Герои Советского Союза» была посвящена именно ему[2].

В 1935 году он совершил полёт на Крайний Север с В. Л. Галышевым, опубликовав репортаж «10 000 км над Арктикой». Он освещал героические перелёты лётчиков В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. К. Коккинаки, летал с легендарным лётчиком И. И. Черевичным[1].

В ноябре 1935 года его разбудил ночным звонком лётчик-испытатель Владимир Коккинаки, сообщив, что намерен установить новый рекорд высоты. Рябчиков примчался на аэродром, поговорил с конструктором И-15. Полёт был трудный, при посадке самолёт получил повреждения, но рекордная высота — 14 575 метров — была взята, а Коккинаки был запечатлён фотоаппаратом Рябчикова. При выходе с аэродрома служба охраны вынула и засветила плёнку, но на следующий день «Комсомолка» вышла с отчётом о рекорде и с фотографиями улыбающегося после полёта Коккинаки. Репортёр догадался заранее заменить плёнку[2].

Желая написать о пограничниках, Евгений Иванович поехал на Дальний Восток к командующему округом В. К. Блюхеру и был отправлен на три месяца служить на границу, где на заставе «Полтавка» Гродековского погранотряда познакомился с талантливым следопытом Никитой Карацупой. Написанный о нём очерк и книга документальных рассказов «Следопыт» сделали простого парня-сироту знаменитым народным героем для всех[3], начиная от дворовых мальчишек и молодых ребят, стремящихся пополнить ряды пограничников, до выдающихся военных деятелей[1]. В 1936 году Карацупа был удостоен ордена Красной Звезды[3].

Героями первых «героических» репортажей Евгения Рябчикова стали также участники экспедиций в Арктику и Антарктику: И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель[1].

Арест и наказание

6 сентября 1937 года Евгений Рябчиков был арестован по обвинению в раскрытии авиационных секретов, пособничестве врагам народа маршалам В. К. Блюхеру и М. Н. Тухачевскому[1].

5 февраля 1938 года Особым совещанием при НКВД Е. И. Рябчиков был осуждён по статьям 58-6, 58-10, 58-11 и приговорён к пяти годам исправительных работ. Строил Беломорканал, Волго-Балтийский канал, затем отбывал срок в Ухтижемлаге. Отбыв срок, остался работать вольнонаёмным на Крутянском сажевом заводе, где познакомился со своей будущей женой — Сусанной Михайловной Карпачёвой — в ту пору являвшейся директором этого стратегически важного для оборонной промышленности завода[4].

«Как-то раз я возвращалась из Ухты с попутчиком, молодым мужчиной лет 25, светловолосым, с яркими голубыми глазами и правильными чертами лица, — вспоминала Сусанна Михайловна в книге «Записки советского инженера». — Разговаривать с ним я не собиралась, но он сам сразу обратился ко мне: «Вы, наверное, с сажевого?» Я довольно сухо ответила: «Конечно, это видно по моему лицу». «А я Евгений Рябчиков, до 37-го был журналистом «Комсомольской правды», а с 1942-го — освобожденный зек, отсидел пять лет за КРД», — нагловато представился он. Я удивилась: парень выглядел очень молодо, как же он успел получить срок за контрреволюционную деятельность, отсидеть и освободиться? Решила — лжёт, тем более что многие заключенные, особенно «урки», фантастически врали о своей жизни на воле. Но Рябчиков продолжал рассказывать о своей прошлой жизни так интересно, что я невольно начала ему верить. С этого дня я все время чувствовала его постоянное присутствие. Входила в библиотеку — он оказывался там, на всех моих докладах он сидел где-то в уголке и блестел своими яркими глазами»[4].

Связь с заключённым стоила ей директорского поста, Карпачёву перевели на должность инженера и фактически лишили права на самостоятельную работу[4].

Летом 1943 года по распоряжению заместителя наркома НКВД А. П. Завенягина, курировавшего работы по советскому атомному проекту, она была переведена в Норильск и добилась перевода Рябчикова туда же[5]. Евгений Иванович вернулся в журналистику, стал ответственным секретарём газеты «Металл — фронту», «Заполярный Динамовец»[1].

25 января 1945 года у пары родился сын — Борис[1].

Съёмочная группа фильма «Гигант Заполярья». Крайний справа — автор сценария Е.Рябчиков.

В Норильске Рябчиков написал свой первый документальный киносценарий, для фильма о рабочем посёлке – «Гигант Заполярья». Съёмочная группа этого фильма из Новосибирска приезжала в растущий северный промышленный центр в 1945 году. Тогда же была подготовлена к печати первая книга о городе, тогда ещё не обозначавшемся на карте: «Северное сияние» – очерки о Норильске времен войны. Выход книги о полусекретном рабочем посёлке одобрил лично нарком внутренних дел Л.П. Берия[6].

В 1945 году супруги переехали в Москву, где благодаря активной деятельности жены и помощи авиаконструктора А. С. Яковлева, с которым Евгений Иванович дружил с середины 1930-х, главного редактора газеты «Правда» Ю. А. Жукова и других Рябчиков вернулся на должность заведующего отделом информации и специального корреспондента газеты «Комсомольская правда»[1].

Хроника научных и технических открытий

Е.И. Рябчиков беседует с первым космонавтом Земли Ю.А. Гагариным.

Затем в 1950—1957 годах работал специальным корреспондентом журнала «Огонёк»[1]. В это время он стал первым журналистом, совершившим полёт на реактивном самолете Як-17, на вертолётах Ми-1 и Як-24, участвовал в Первой Антарктической экспедиции, которой руководил великий исследователь Михаил Михайлович Сомов. Рябчиков передавал ежедневные радиорепортажи с борта дизель-электрохода «Лена», совершал полёты над неизведанным материком[1].

В 1953 году Евгений Рябчиков положил начало жанру телерепортажа, организовав доставку самолёта МиГ-15 на Шаболовку, чтобы показать его зрителям: передвижных телевизионных станций тогда ещё не было. В 1954 году он попытался сделать телерепортаж с Волжского каскада гидроэлектростанций[1].

4 октября 1957 года в СССР был успешно осуществлён запуск Первого искусственного спутника Земли, в за три месяца до этого в журнале «Огонёк» были опубликованы две статьи Рябчикова о спутнике. Его первая книжка о спутнике «Так идут к звёздам» вышла через два месяца после запуска[1].

С этого момента большая часть творчества Евгения Ивановича посвящается достижениям и истории советской космонавтики[1].

11 апреля 1961 года, за сутки до полёта Юрия Алексеевича Гагарина, подписана детская книжка «Пилот звездного корабля», которая затем была переведена и издана в нескольких социалистических странах. Он стал составителем альбомов «Советская космонавтика», «Звездный городок» и т. д. Рябчиков стал не просто старшим товарищем, но и добрым другом многих покорителей космоса, называвших его «дядя Женя»[1].

Всего Евгений Иванович Рябчиков провёл на радио и телевидении более пяти сотен передач. В 1966—1967 годах он был ведущим серии передач о документальном кино «Кинокамера смотрит в мир», затем «Телевизионного клуба кинолюбителей»[1].

Пульс жизни страны

С 1957-го по 1965 год Евгений Иванович вёл теле- и радиопередачи о парадах на Красной площади, будучи одновременно в 1957—1959 годах редактором отдела «Литературной Газеты», а в 1959—1965 годах — редактором газеты «Правда» по информации и специальным корреспондентом газеты[1].

В центре его внимания как журналиста и спецкора — крупнейшие стройки СССР: Волго-Донской канал, Волжский каскад, сибирские стройки, Красноярская ГЭС, строительство главного здания МГУ, Останкинская телебашня Он организовал выездные редакции на великие стройки — Красноярскую, Саяно-Шушенскую ГЭС с участием всех крупных журналистов и писателей — К. М. Симонова, Б. Н. Полевого, Л. А. Безыменского и других[1].

Рябчиков был в числе журналистов, написавших о подвиге советских моряков Зиганшина, Поплавского, Крючковского и Федотова во время 49-дневного дрейфа в Тихом океане[1].

Евгений Иванович дружил с великими советскими конструкторами А. С. Яковлевым, С. В. Ильюшиным, С. П. Королёвым, С. Н. Анохиным, лётчиками-испытателями М. М. Громовым, М. Л. Галлаем.

Евгений Рябчиков спустя 30 лет после знакомства с легендарным Никитой Карацупой добился присвоения вышедшему в отставку пограничнику звания Героя Советского Союза. Он организовал коллективное письмо от работников НИИ «Пульсар», куда устроился отставной военный, в «Комсомольскую правду» с требованием присвоить высшую награду Родины своему скромному сослуживцу. Письмо вызвало массовые отклики, которые редакция собрала в мешок и отправила в ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК Н.С. Хрущев поддержал инициативу, но в этот момент его отправили в отставку, и вопрос не был решён. Тогда на одном из торжественных мероприятий Рябчиков обратился прямо к секретарю ЦК и организатору партизанского движения в Ставропольском крае М.А. Суслову, который удивился сложившейся ситуации и дал представлению Карацупы на звание Героя ход[7].

В 1959—1970 годах он был членом редакционной коллегии литературного журнала «Знамя», в 1958—1979 годах — членом редколлегии молодёжного журнала «Смена»[1].

Общественная деятельность

С 1960 года Рябчиков являлся членом правления, председателем секции репортёров Московской организации Союза журналистов СССР, с 1961 года — заместителем председателя правления Центрального дома литераторов, с 1973 года — членом бюро Союза писателей СССР[1].

Произведения

Евгений Иванович Рябчиков — автор 29 книг (в том числе сборников рассказов «Следопыт» (1936), «Сын корабля» (1943), повестей «Подруга Каучука» (1946) и «Засада на черной тропе» (1964)), около 1500 статей, очерков, репортажей, около 250 телевизионных и 400 радиопередач[1].

Первая книга о советской космонавтике за рубежом — «Russians in space» — тоже написана Рябчиковым и вышла в США, Англии, Франции, Германии в 1971—1972 годах под редакцией создателя ракетных двигателей академика Валентина Петровича Глушко и наставника первых космонавтов Николая Петровича Каманина. Её русский вариант — «Звёздный путь» — опубликован в 1975-м и 1986 годах[1].

Рябчиков написал сценарии к 33 фильмам об освоении космоса. Интересно, что фильм «Первый рейс к звёздам» о полёте Гагарина вышел через три недели после этого события и через две недели после решения ЦК КПСС о выпуске фильма[1].

Семья

Е. И. Рябчиков был женат на Сусанне Михайловне Карпачёвой, которая во время его заключения в Ухтижемлаге руководила созданным там сажевым заводом и вела научные исследования.

Сын — учёный Борис Евгеньевич Рябчиков, сотрудник Московской станции очистки Всесоюзного института неорганических материалов имени А. А. Бочвара, сотрудник Главного Научного центра «Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований», доктор технических наук, ветеран атомной промышленности и энергетики, историк ракетной техники и атомной промышленности[4].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 Евгений Румянцев. Евгений Иванович Рябчиков. Космический мемориал (2010). Ошибка цитирования Неверный тег <ref>: название «:0» определено несколько раз для различного содержимого
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Марина Макеева. Воздушный репортёр №1 Евгений Рябчиков жил в Щукине. Москва Северо-Запад. СЗАО Москвы (10 апреля 2023).
  3. 3,0 3,1 Никита Фёдорович Карацупа. Краеведческий календарь. Библиотеки Комсомольска (16 апреля 2010).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Аля Юдинцева. КОРОЛЕВА САЖИ ИЛИ ГЕРОИНЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Переработка №9 (168). Газпром Переработка (1 сентября 2021).
  5. Карпачева Сусанна Михайловна / Персоналии // Эволюция отрасли /// История Росатома (рус.) ?. Эволюция отрасли /// История Росатома. Дата обращения: 29 февраля 2024.
  6. Светлана Ферапонтова. Первая книга о Норильске вышла в «материковом» издательстве в 1946 году. Таймырский Телеграф (22 мая 2022).
  7. Как Никита Карацупа и его Ингусы 12 лет ловили контрабандистов в приморской тайге. ИА PrimaMedia (29 мая 2021).