Рынок рабов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гюстав Буланже
Рынок рабов. 1886 год
фр. Le Marché aux esclaves
Холст, масло. 77,5 × 99 см
Частная коллекция

«Рынок рабов» (фр. Le Marché aux esclaves) — картина французского художника Гюстава Буланже 1886 года.

Описание

На картине изображён древнеримский аукцион рабов, в частности продажа семерых людей от детей до молодых взрослых. Оба раба-мужчины, а также три рабыни имеют внешнее сходство, возможно, подразумевающее, что они — члены одной семьи, вынужденной пойти в рабство из-за экономических условий. На всех надеты таблички, указывающие на то, что они являются рабами.

Самый младший мальчик полностью голый, а молодой человек рядом с ним одет в набедренную повязку. Молодая женщина, сидящая рядом с ними, обнажена до пояса, на ней только юбка, но она прикрывает грудь коленями в защитной позе. Стоящая африканка тоже полуобнажена; одетая лишь в белую набедренную повязку, она прикрывает грудь руками. Её ноги выбелены мелом, чтобы показать, что она, в отличие от других, иностранка и с неё уплачен налог[1]. Более высокая, стоящая молодая женщина одета в полупрозрачную одежду, открывающую взглядам её грудь; она прикрывает рукой глаза, возможно, потому, что среди её потенциальных покупателей есть бывшие друзья и соседи, которые, вероятно, впервые видят её обнаженной. Девушка-подросток рядом с ней тоже полуобнажена — на ней лишь юбка — и необута. Рыжеволосая женщина, присевшая рядом с ними, одета в свободную одежду, оставляющую грудь и гениталии открытыми. Аукционист обедает с небрежным видом. Надпись на стене гласит Склад рабов (лат. Storax servorum mango).

Картина, типичная для салонного академического искусства того периода, изображает эротизированную сцену в духе исторической живописи. Буланже посетил Италию, Грецию и Северную Африку, и картина отражает его стремление к корректному представлению реалий, а также свидетельствует о мастерстве художника в изображении женских форм[2]. Буланже специализировался на классических и ориенталистских жанровых сценах[3]

Создание

Впервые выставлена на Парижском салоне 1886 года под названием Un Maquignon d’esclaves à Rome (Работорговец в Риме)[4], но уже в 1888 году во французской прессе произведение называлось Vente d’esclaves (Продажа рабов)[5].

Картину иногда сравнивают или путают с различными картинами невольничьих рынков в арабском и древнем мире, написанными другом и коллегой Буланже, художником Жаном-Леоном ЖеромомАрабский рынок наложниц»).

Рабы на продажу

Гюстав Буланже. Рабы на продажу. 1888 (местонахождение неизвестно)

В 1888 году Буланже выставил картину, описанную как пандан[5] к «Рынку рабов», под названием Esclaves à vendre («Рабы на продажу»). Она стала последней работой автора, умершего позже в том же году.

В настоящее время известна только по черно-белой репродукции, однако цвета и другие детали упоминаются в описании искусствоведа Жоржа Лафенестра:

Обнаженная девушка, стоящая почти в полный рост, прислонившись к деревянной перегородке. Её голова наклонена вправо, её светлые волосы распущены и падают, она опирается левой рукой на доски. В качестве пояса на ней рваный лоскут чёрной ткани, удерживаемый красным шнуром, который спадает с её правой ноги. На её шее висит небольшой ярлык, на котором написано: Virgo gallica honora corpore, XVIII annum и т. д. [Латинское обозначение указывает на то, что это сцена из древнеримского мира, а не из арабского мира, как можно было бы подумать, судя по изображению другой фигуры в бурнусе.] Справа, у ног молодой девушки на корточках на земле, положив обе руки на колени, сидит негр, закутанный в полосатый бурнус с голубым фоном, голова его покрыта розовой тканью и увенчана листьями мирта. Слева на соломе кувшин[6].

«Рынок рабов» считается находящимся в частной коллекции, судьба «Рабов на продажу» неизвестна.

Примечания

  1. Smith (1875), p. 1040.
  2. Masler (2009), pp. 38-39.
  3. Masler (2009), p. 39.
  4. Lafenestre (1886), p.31.
  5. 5,0 5,1 Javel (1888), p. 5.
  6. Lafenestre (1888), p.34.

Литература