Рыкалова, Надежда Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Надежда Рыкалова
Имя при рождении Надежда Васильевна Рыкалова
Дата рождения 10 (22) июля 1824(1824-07-22)
Дата смерти 3 (16) января 1914(1914-01-16) (89 лет)
Профессия актриса
Годы активности 18451904
Театр Малый театр;
Театр Корша

Наде́жда Васи́льевна Рыка́лова (10 (22) июля 1824, Москва — 3 (16) января 1914, там же) — драматическая актриса, дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых, племянница П. Г. Степанова.

Биография

Родители, поженившись, жили с семьей Степановых, а после смерти отца мать, Аграфена Гавриловна, с детьми продолжала жить с братом Петром Гавриловичем. В дом постоянно приходили артисты, и Надежда Васильевна с детства оказалось в их среде. Тем не менее она не сразу решила сама пойти на сцену продолжать семейные традиции.

Выдержав экзамен при Московском университете (у профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание домашней учительницы и работала гувернанткой.

В 1845 году, подготовив под руководством своего дяди — актёра П. Г. Степанова — роли Елены Глинской (одноимённая пьеса Полевого), Марины Мнишек («Смерть Ляпунова» Гедеонова), Каролины («Отцовское проклятие», перевод с франц.), дебютировала на сцене Кусковского театра Шереметевых.

Влияние на неё оказывал не только родной дядя, но и многочисленные гости семьи, в том числе великий трагик М. С. Щепкин.

С 1846 года — актриса Малого театра. Начала с исполнения ролей молодых героинь, постепенно перешла на характерные роли пожилых женщин. Современники называют её лучшей ролью — Атуева («Свадьба Кречинского», 1855).

Театральная энциклопедия отмечает:

Р. обладала большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей быта, характеров персонажей[1].

А. Н. Островский создал для Рыкаловой роль Кабанихи в пьесе «Гроза» (1859). Она много играла и в других его пьесах: Анфиса Карповна («Старый друг лучше новых двух», 1860), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай», 1861; «За чем пойдёшь, то и найдёшь», 1863), Уланбекова («Воспитанница», 1863), Барабошева («Правда хорошо, а счастье лучше», 1876), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты», 1890/91) и др. Кроме того исполняла роли: Наталья Дмитриевна, Хлёстова, Графиня-бабушка («Горе от ума»), Дарья Ивановна («Провинциалка» Тургенева), Марфа Собакина и Домна Сабурова («Царская невеста» Мея), Авдотья («Татьяна Репина» Суворина), Офелия, Дездемона в трагедиях Шекспира; Луиза и Леди Мильфорд («Коварство и любовь», 1846 и 1848), Эсфирь («Уриэль Акоста» Гуцкова), Мирандолина (одноимённая пьеса, перевод с немецкого, 1846) и др.

После ухода из Малого театра в 1891 году играла на частных сценах — (московский Театр Корша и др.).

Последний раз выступила около 1904 года.

Жила в 1880-х гг. на Чистых прудах и в Дмитровском переулке, 3, затем на Большой Дмитровке, 4[2].

Скончалась Рыкалова в Москве 3 января 1914 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (16 уч.)[3].

Могила Н. В. Рыкаловой на Ваганьковском кладбище (16-й участок)

Из Иллюстрированного журнала «Искры» от 12 января 1914 года:

Кончина Н. В. Рыкаловой. 3-го января скончалась старейшая артистка русской сцены Н. В. Рыкалова, современница Щепкина и Мочалова. Она происходит из знаменитой артистической семьи Рыкаловых. По требованию своей матери, не желавшей её поступления на сцену, Н. В. стала готовиться к сдаче экзамена при университете. В 1840 году она выдержала у профессоров Т. Н. Грановского и И. И. Давыдова экзамен из пяти предметов на звание домашней учительницы и поступила гувернанткой в богатую московскую семью Мельгуновых. Чувствуя постоянное влечение к сцене, она стала готовить роли для дебюта. 28 марта 1846 года в присутствии Гедеонова, Верстовского и режиссёра Беккера ей было устроено испытание в «Елене Глинской». После удачного дебюта с ней был заключен контракт на 500 руб. в год — самый большой оклад того времени. Н. В. переиграла весь репертуар А. Н. Островского и имела выдающийся успех в созданной ею роли Кабанихи. В 1890 г. Н. В. принуждена была покинуть Императорскую сцену, не дослужив пяти лет до полувекового юбилея, который она отпраздновала в театре Корша. После этого она ни разу больше не появлялась на сцене. За всю артистическую деятельность она сыграла свыше 400 ролей. Скончалась Н. В. на 90-м году жизни. В лице Н. В. русская сцена потеряла одну из наиболее уважаемых представительниц славного прошлого нашего Малого театра. На её похороны пришло всего пять-шесть артистов, бывших сослуживцев.[4].

Примечания

  1. Театральная энциклопедия
  2. Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  3. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М.: Моск. рабочий, 1991. — С. 167.
  4. Иллюстрированный журнал «Искры», 12 января 1914 года № 2

Ссылки