Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное общество

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное общество
Тип акционерное общество
Основание 1912
Расположение  Российская империя: Ревель (Таллин), Эстляндия
Отрасль машиностроение
Продукция корабли и плавсредства военно-морского назначения
Число сотрудников 7500 (1916 год)

Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное общество — название русского акционерного общества, образовавшегося в конце 1913 г, в связи с выделением Ревельского судостроительного и механического завода из Русского общества для изготовления снарядов и боевых припасов в самостоятельное предприятие[1]. До 1918 г. правление АО располагалось в Петрограде. В 1918 г. вследствие обретения Эстонией независимости — было реорганизовано в эстонскую компанию под новым названием, со штаб-квартирой в Таллине.

История

500 акций на предъявителя в 100 руб. каждая (всего 500 тыс. руб.) Русско-Балтийского судостроительного и механического общества с основным капиталом в 15 млн руб. Г. Ревель (Таллин), 1923 г.[2]

История создания завода Русско-Балтийского судостроительного и механического АО непосредственным образом связана с подготовкой России к I мировой войне. Компания основана в 1912 г. В этом же году Общество приобрело у Ревельского муниципалитета участок земли на полуострове Копли (ныне одноименный микрорайон на севере Таллина), где практически безотлагательно началось строительство судостроительного и механического завода. Выбранное под строительство место на полуострове Копли, в Ревеле, оказалось очень удобным, так как находилось всего в пяти верстах (5,3 км) от города, могло быть соединено с железнодорожной сетью и левый берег выходил в глубокую и защищенную от ветров бухту с выходом в море. При строительстве завода было задействовано примерно 10 000 человек.

Ревельская верфь изначально была спроектирована с учетом всех последних достижений мирового судостроения. Проект разработал известный русский, а впоследствии советский архитектор и гражданский инженер, академик архитектуры А. И. Дмитриев — родной брат директора-распорядителя завода Русского судостроительного общества в Николаеве Н. И. Дмитриева[3].

К маю 1913 годы были проложены основные коммуникации, подъездные пути к заводу; сданы в эксплуатацию электростанция, плаза и четыре малых стапеля. Спустя полгода на интенсивно возводимом предприятии были заложены два легких крейсера типа «Светлана» — одноименное, названное в честь геройски погибшего в Цусимском сражении в 1905 г. судна и «Адмирал Грейг» (из-за приближающегося осенью 1917 г. достраиваемых на верфи Балтийского завода в Петрограде), а также четыре эсминца класса «Гавриил».[4]

В конце 1913 г. на заводе Русско-Балтийского АО побывал морской министр Российской империи И. К. Григорович, впоследствии отметивший в мемуарах:

«Постройка ревельских заводов настолько продвинулась вперед, что я имел возможность сделать закладку заказанных на них крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, а также присутствовать на освящении и открытии новых мастерских этих заводов….»[5]

К осени 1917 года обстановка на Прибалтийском театре военных действий складывалась для российской армии крайне неудачно. Взятие Риги и островов Моонзундского архипелага германскими войсками создало реальные предпосылки захвата Ревеля. В связи со сложившейся ситуацией Морским министерством было принято решение об эвакуации недостроенных кораблей и заводского оборудования из Ревеля.

Общий вид завода в 1920 гг. По центру кадра здание заводоуправления, вверху- стапель и цеха, в левой части кадра- дома для инженеров и парк, в правом углу- казармы рабочих

После 1918 года на предприятии ремонтировались корабли ВМС Эстонии и железнодорожная техника.[6] С 1919 по 1920 год в здании заводоуправления, на всех пяти этажах, располагался тифозный госпиталь для солдат и офицеров Северо-Западной армии[7].

Однако из-за отсутствия постоянных заказов и долгов по кредитам 12 марта 1926 г. вопрос о предприятии Русско-Балтийского судостроительного и механического АО был рассмотрен в Государственном собрании Эстонии, в результате чего было принято решение о признании Акционерного общества банкротом и его ликвидации.[8]

В бывших заводских цехах обосновались мелкие фабрики и ремонтные мастерские. Здание бывшего заводоуправления, построенное, как и многие подобные сооружения дореволюционной России по типу петербургского Адмиралтейства, в 1927 г. было передано основанной в 1919 г. Эстонской морской академии.[9]

Последующая история

В период Эстонской ССР на заводе, носившем название БСРЗ(Балтийский судоремонтный завод),занимались ремонтом и модернизацией судов, цеха предприятия были реконструированы. После восстановления независимости Эстонии, завод продолжает деятельность и является штаб-квартирой концерна BLRT.

См.также

  • Концерн BLRT (расположен в Таллине на территории Русско-Балтийского завода)

Примечания