Русская опера в Париже

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Русская опера в Париже (фр. Opéra russe à Paris) — оперная труппа, существовавшая с 1929 по 1934 год[1]. Была создана как «Парижская частная опера» (Opéra privé de Paris); в 1930—1932 годах стала известна под названием «Русская опера в Париже»; в 1933—1934 году называлась просто «Русской оперой» (Opéra russe)[2].

Создателями Русской оперы были оперная певица, бывшая солистка Мариинской оперы, Мария Кузнецова-Бенуа и бывший петербургский антрепренёр Алексей Церетели. Финансовую поддержку оказывал муж Кузнецовой, миллионер Альфред Массне[3][4]. Последнему удалось привлечь в оперу выдающихся певцов — русских эмигрантов, в числе которых были К. Д. Запорожец, Л. М. Сибиряков, М. Б. Черкасская, Н. С. Ермоленко-Южина[4]. В 1929 году труппа поставила в Театре Елисейских полей четыре оперы: «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка», «Китеж» и «Царь Салтан» Римского-Корсакова[5]. Эскизы костюмов и декораций создавали Коровин и Билибин; постановкой «Половецких плясок» руководил Михаил Фокин[6]. Спектакли имели большой успех, и в том же году «Русская опера» отправилась на гастроли в Южную Америку. Турне, однако, закончилось неудачей и разорением. В следующем году спектакли возобновились, а труппа получила название «Русская опера в Париже»[6].

Во втором сезоне к «Русской опере» примкнули такие известные певцы, как Л. Я. Липковская, Д. А. Смирнов, Е. В. Лучезарская, Г. М. Поземковский, а осенью 1930 года с труппой начал выступать Фёдор Шаляпин[7]. Последующие гастроли были успешными: «Русская опера» выступала в Милане, Барселоне, Мадриде и пр.[4] Наиболее ярким стал лондонский сезон 1931 года[8].

Однако в 1932 году начался постепенный упадок труппы. Из-за финансового кризиса и разногласий с Церетели её покинул ряд артистов. Немногие состоявшиеся спектакли сезона прошли в Опера комик[8].

В 1933 году труппа выступала в театре Шатле, под руководством Михаила Кашука, антрепренера Шаляпина, а репертуар состоял исключительно из постановок с участием последнего[9]. Наконец, последние спектакли состоялись в сезоне 1934 года[10]. Тем не менее за недолгий срок своего существования «Русская опера» внесла большой вклад в популяризацию русского репертуара в Европе и пропаганду русского оперного искусства[4][11].

Примечания

  1. Петрова, 2013.
  2. Петрова, 2013, с. 21.
  3. Русская опера в Париже. Большая российская энциклопедия.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна. Российский государственный архив фонодокументов.
  5. Петрова, 2013, с. 30.
  6. 6,0 6,1 Петрова, 2013, с. 31.
  7. Петрова, 2013, с. 32.
  8. 8,0 8,1 Петрова, 2013, с. 33.
  9. Петрова, 2013, с. 34.
  10. Петрова, 2013, с. 33—34.
  11. Петрова, 2013, с. 40.

Литература

Ссылки