Перейти к содержанию

Рубанова, Ирина Ивановна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ирина Ивановна Рубанова
в 2016 годув 2016 году
Дата рождения 21 июля 1933(1933-07-21)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 5 сентября 2024(2024-09-05) (91 год)
Место смерти Париж, Франция
Страна Флаг СССРФлаг России
Род деятельности кинокритик
киновед
Место работы Институт истории искусств
Центральное телевидение СССР
Альма-матер МГУ имени М. В. Ломоносова
Учёная степень кандидат искусствоведения
Награды и премии Заслуженный деятель культуры Польши — 1975 Золотой крест Заслуги

Ири́на Ива́новна Руба́нова (21 июля 1933, Москва, СССР5 сентября 2024, Париж, Франция[1][2]) — советский и российский киновед и кинокритик. Кандидат искусствоведения (1966). Заслуженный деятель культуры ПНР (1975). Автор первой изданной в СССР книги о В. С. Высоцком[2].

Биография

Родилась 21 июля 1933 года в Москве[1].

В 1956 году окончила филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

В 1956-1959 годы — редактор в издательстве «Лёгкая промышленность»[1].

С 1962 года — научный сотрудник Института истории искусств[1].

В 1964—1967 годы — ведущая телепрограмм о польском кинематографе на Центральном телевидении СССР[1].

В 1966 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Польское кино: фильмы о войне и оккупации»[3].

С 1992 года — председатель отборочной комиссии кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи, с 1996 года — директором программ фестиваля[1].

Публиковалась в журналах «Искусство кино»[1], «Сеанс»[1][4], «Киноведческие записки»[1], а также в газетах «Известия»[1] и «Коммерсантъ-Daily»[1].

Перевела на русский язык книгу Беаты Тышкевич «Не всё на продажу. Воспоминания актрисы»[1][5].

Умерла 5 сентября 2024 года в Париже[1][6].

Общественная позиция

В марте 2014 году подписала письмо «Мы с Вами!» «КиноСоюза» в поддержку Украины[7].

Отзывы

Киновед и кинокритик А. С. Плахов назвал Рубанову «крупнейшим специалистом по кинематографу Польши, Венгрии и других стран Восточной Европы». И отметил в некрологе следующее: «Рубанова, хоть и лет была на десять моложе, принадлежала к той же яркой плеяде женщин-критиков оттепельной эпохи, что и Майя Туровская, и Нея Зоркая. Она была среди главных ориентиров для следующих поколений тех, кто приходил в профессию, — и оставила после себя благодарных учеников. Её отличала высокая требовательность не только к режиссёрам, о которых писала, и к коллегам по перу, но прежде всего к самой себе. Перфекционизм Ирины Ивановны, даже когда шла речь о небольших статьях, стал легендарным. В своё время в редакциях московских киножурналов существовал один дедлайн для всех авторов и сдвинутый на несколько дней вперёд — для Рубановой: она до последнего не выпускала свои тексты из рук, доводя их до совершенства. Когда я начинал свою жизнь в профессии, Ирина Рубанова уже была в ней признанным авторитетом. И оставалась до наших дней: свидетельство — её недавно вышедшая в издательстве „Сеанс“ книга об Ингмаре Бергмане, где анализируется не только его кинематографическое, но и театральное творчество. Помимо научной и критической работы Рубанова внесла серьёзный вклад в советское и российское кино в несколько ином качестве — как минимум на двух его этапах. В 1986–1990 годах она работала заместителем председателя конфликтной комиссии по творческим вопросам Союза кинематографистов. Это было детище перестроечного Пятого съезда, призванное реабилитировать и вернуть зрителям „полочные“ фильмы, запрещённые советской цензурой. Их оказалось более 250. Меня назначили председателем комиссии, в ней работало много прекрасных людей, но не факт, что мы бы справились, если бы не Ирина Ивановна, ставшая и мозгом, и душой этой акции. А с 1992 года в течение пятнадцати лет она точно так же была мозгом и душой фестиваля «Кинотавр», выполняя работу программного директора. Тут особенно пригодились её личные и деловые качества — тот самый перфекционизм, бескомпромиссность, а также любовь к прекрасному. И даже колючий нрав, проявлявшийся, когда требовала ситуация, тоже стал частью её имиджа. В последние годы Ирина Ивановна болела и жила у дочери в Париже, где и скончалась в кругу родных и близких. Несмотря на хорошие условия и уход, она тем не менее рвалась в Москву, в своей домашний кабинет, почти до потолка заваленный рукописями и архивными материалами. Её последним проектом было дописать начатую много лет назад книгу об Анджее Вайде. Она близко дружила с ним, как и со многими другими польскими кинематографистами, но ей не хватало записей старых интервью с классиком. Друзья и близкие, представители издательства говорили: „Что вам стоит дописать книгу, вы о своём герое как никто всё знаете!“. Но она настаивала: нет, мне надо в Москву, да и дом мой там, а не в Париже. Но сил на перелёт уже не было»[2].

Книги

  • Рубанова И. И. Киноискусство стран социализма. — М.: Знание, 1963. — 48 с. (Народный университет культуры. Факультет литературы и искусства; 10).
  • Рубанова И. И. Польское кино: фильмы о войне и оккупации. 1945-1965 / АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1966. — 210 с.
  • Рубанова И. И. Конрад Вольф. — М.: Искусство, 1973. — 184 с. (Мастера зарубежного киноискусства).
  • Развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы / В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий, И. И. Рубанова и др.; Редкол.: И. И. Рубанова (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1979. — 423 с.
  • Ракурс: Сборник статей и материалов о киноискусстве социалистических стран. Вып. 1: Общее в национальном. Национальное в общем. Крупным планом. Живые традиции / Сост. И. И. Рубанова. — М.: Искусство, 1977. — 261 с.
  • Рубанова И. И. Владимир Высоцкий. — М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. — 64 с.
  • Ингмар Бергман: Приношение к 70-летию: Сборник / Пер. с англ. и швед.; Общ. ред. И. И. Рубановой. — М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. — 160 с. ISBN 5-7240-0006-7
  • Западное искусство. ХХ век: проблемы интерпретации / Российская акад. наук, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Гос. ин-т искусствознания ; [редкол. : И. И. Рубанова (отв. ред.) и др. — М.: КомКнига, 2007. — 285 с. ISBN 978-5-484-00740-0

Награды

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Ушла из жизни киновед, кинокритик, член Союза кинематографистов России Ирина Рубанова (1933-2024) // Союз кинематографистов Российской Федерации, 04.09.2024
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Плахов А. С. Критик-перфекционист // Коммерсантъ, 07.09.2024
  3. Рубанова, Ирина Ивановна. Польское кино: фильмы о войне и оккупации: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.00. — М.: Наука, 1966. — 222 с.
  4. Публикации Ирины Рубановой в журнале «Сеанс». Дата обращения: 19 марта 2016. Архивировано 31 марта 2016 года.
  5. Беата Тышкевич. Не всё на продажу. Воспоминания актрисы // Искусство кино / И. И. Рубанова. — 2007. — № 7, 8. Архивировано 17 марта 2016 года.
  6. Мишкина А. Скончалась кинокритик и автор первой в СССР книги о Высоцком Ирина Рубанова. Общественная служба новостей (5 сентября 2024).
  7. Мы с вами!. kinosoyuz.com (8 марта 2014). Дата обращения: 10 июня 2020. Архивировано 21 мая 2017 года.

Ссылки