Роэд, Йорген

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Йорген Роэд
дат. Jørgen Roed
Йорген Роэд. Фото: Будц МюллерЙорген Роэд. Фото: Будц Мюллер
Дата рождения 13 января 1808(1808-01-13)
Место рождения Рингстед
Дата смерти 8 августа 1888(1888-08-08) (80 лет)
Место смерти Копенгаген
Страна Флаг Дании
Жанр Жанровая живопись, портрет, религиозная живопись.
Учёба Датская королевская академия изящных искусств, Копенгаген.
Стиль реализм.
Звания Профессор живописи, член Датской королевской академии искусств.

Йорген Роэд (дат. Jørgen Roed; 13 января 1808, Рингстед — 8 августа 1888, Копенгаген) — датский портретный и жанровый художник, представитель Золотого века датской живописи, профессор живописи.

Происхождение и ранние годы

Йорген Роэд родился 13 января 1808 года в Рингстеде, в семье Педера Йоргенсена Роэда и его жены Эллен Хансдаттер Йенсен. Его отец был крестьянином-арендатором, занимался перевозками и управлял винокурней. Первая возможность постигать азы рисования у юного Йоргена появилась ещё в рингстедской школе, где его первым учителем рисования был катехет Й. Й. Фюн. Несмотря на то скудное обучение, которое мог предоставить Фюн, Йорген проявлял такое рвение и усердие в рисовании, которое побудило его родителей отправить своего сына в Копенгаген для обучения живописи[1].

Образование и карьера

В октябре 1822 года в возрасте 14 лет Роэд поступил в Датскую королевскую академию изящных искусств. Помимо этого, ему также было рекомендовано заниматься живописью у портретиста Ханса Хансена, отца Константина Хансена — позже знаменитого художника, с которым Роэд впоследствии поддерживал дружбу многие годы. У Хансена Роэд обучался в частном порядке, параллельно с учёбой в Академии. Однако частное обучение не принесло Роэду каких-либо значительных результатов по причине того, что у Хансена ему приходилось заниматься преимущественно копированием работ своего учителя. Так, в 1824 году Роэд дебютировал на весенней выставке в Шарлоттенборге со своей работой «голова ангела», которая являлась копией с работы Ханса Хансена, который, в свою очередь, скопировал этого ангела с подножия «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Лишь два года спустя, в 1826, Роэд выставил свою первую самостоятельную работу — портрет катехета Фюна — своего первого школьного учителя из Рингстеда[1].

Обучение в Академии проходило медленно, но уверенно. На первом этапе это была школа свободного рисования. В ноябре 1825 Роэд перешёл в школу гипса. Затем, в марте 1826 года, он перешёл в модельную школу Кристоффера Эккерсберга, где обучался вплоть до 1831 года. В 1828 году умер Ханс Хансен, и Йорген Роэд всецело погрузился в учёбу в Академии. Эккерсберг оказал на Роэда сильное влияние. В своём дальнейшем творчестве он сохранил верность школе Эккерсберга. В 1831 году Роэд завоевал на конкурсе малую серебряную медаль, а в 1833 — большую. За золотые медали он и не думал бороться[1].

В 1835 году Йорген Роэд подавал заявку в Академию о предоставлении финансовой поддержки от фонда «Fonden ad usus publicos», созданного ещё Фредериком V для поддержки науки, литературы и искусства. Однако на тот момент на соискание гранта претендовали ещё два художника — Вильхельм Марстранн и Луис Гурлит, а средства были ограничены. По своему усмотрению Академия была вынуждена пропустить вперёд Марстранна и Гурлита, и очередь Роэда сместилась на два года вперёд. Роэд получил поддержку от фонда лишь в 1837. Это было двухлетнее путешествие, которое позже было продлено фондом и Академией ещё на два года. Таким образом он пробыл за границей с 1837 по 1841. Сначала он отправился в Дюссельдорф, а потом в Италию, где находился преимущественно в Риме, но также посетил Флоренцию и Неаполь, где он был в компании с В. Марстраном и К. Хансеном. Здесь он выполнил несколько живописных работ, связанных с архитектурой, а также две алтарные работы для деревенских церквей. Он также исполнил копию одной из мадонн Рафаэля из Ватиканской коллекции. Уже в Дании в 1842 году эти работы привлекли к себе внимание в художественных кругах и получили положительные отзывы. По возвращении из образовательного путешествия Роэд целенаправленно продолжает академическую карьеру. В 1843 году, выполнив портрет датского фабриканта и политика Йохана Кристиана Древсена, он выдвинулся в кандидаты в члены Академии как портретист, а в 1844 году за исполнение портрета датского скульптора Г. В. Биссена был принят в члены Академии. Он был во второй раз в Италии в 1861 году, получив грант Anckerske Travel, а в 1862 его назначили профессором живописи Академии изящных искусств, где он преподавал до октября 1887 года. По выходе на пенсию он получил звание статского советника (дат. etatsråd)[1].

Творчество

Йорген Роэд не был новатором или блестящим изобретателем в живописи. На протяжении всей своей жизни он проявлял себя солидным и добросовестным работником на службе искусства. По манере исполнения и развитию его художественного мастерства было бы уместно разделить его творчество на раннее (конец 1820-х-1840-е), зрелое (1850-60-е) и позднее (1870-е и позже). Его ранние работы отличались более красивым запоминающимся живописным эффектом, более мягкой цветовой обработкой и исполнением, нежели поздние, в которых постепенно развивалась целенаправленная уверенность и сила в форме и цвете, нередко в сочетании с определённой сухостью в восприятии и толковании. Ещё за время своего образовательного путешествия по Италии в 1837-41 годах он создал работы, которые, по признанию Академии, ясно показали «несомненный дар, самостоятельное стремление и самое серьёзное использование средств, предлагаемых для художественного развития». Наиболее ярким примером одной из его замечательных ранних работ итальянского периода несомненно является картина «Тюремный двор в Палаццо дель Барджелло» (дат. «Fængselsgården i Palazzo del Bargello»), написанная по возвращении из Италии в 1842 году. Картина демонстрирует мягкий свет, продуманную композицию и хорошую проработку деталей. Здесь Роэд объединяет архитектурный пейзаж и группу людей в жанровую сценку. В 1840-е Роэд создаёт много портретов, среди которых известны портреты скульптора Биссена (1844), К. Древсена (1844), епископа Йенса Палудана-Мюллера (1845), Адама Эленшлегера (1847) и портрет матери — Эллен Роэд (1849)[1].

1850-е годы в датской живописи это переходный период от Золотого века к национальному романтическому реализму. Именно в этот период датские живописцы, наставляемые академическим профессором и пропагандистом национального искусства Нильсом Лаурицом Хёйеном, обращаются к исконно датским мотивам. К таким мотивам обращался и Йорген Роэд. Одним из ярких примеров таких его работ является картина «Семейная жизнь в маленькой рыбацкой деревушке к северу от Хельсингёра» (дат. «Familieliv i et lille fiskerleje nord for Helsingør») 1855 года, сюжет которой Роэд не раз повторял. Среди жанровых работ зрелого периода можно выделить также его известную картину — «Зеландские работницы у колодца» (дат. «Sjællandske høstpiger hæger sig ved brønden»), написанную в 1850 году. Работа также отличается хорошо продуманной композицией и мягкостью в цвете. В той же манере и в том же году написана картина «Сад со старой крестильной купелью» (дат. «Haven med den gamle døbefont»). Будучи в 1851 году в Дрездене, Роэд выполнил там копию «Сикстинской мадонны» Рафаэля по заказу Мартина Хаммериха.

С 1862 года Йорген Роэд занимается преподавательской деятельностью в Академии изящных искусств. В этот период он создаёт много портретов и работ на религиозную тему. Среди религиозных работ известны такие, как «Христос в Эммаусе» (1865), «Христос с учениками в Эммаусе» (1866), «Христос на кресте с Марией и Святым Иоанном» (1866), а также «Распятие Христа» (дат. «Jesu Korsfæstelse») 1866 года, хранящаяся во дворце Фредериксборг. Многие из религиозных работ оказались впоследствии в различных церквях Дании. В этот период его живопись обретает уверенность и силу в исполнении. Замечательна такая работа, как портрет жены Эмилии Матильды, выполненный в 1871 году (Государственный музей искусств, Дания). Работа демонстрирует высокое исполнительское мастерство[1][2].

Личная жизнь и семья

Ещё до отъезда за границу в 1837 году Роэд был помолвлен с дочерью актёра королевского Театра Йенса Вильяма Крузе — Эмилией Матильдой. Она преданно ждала его из долгого образовательного путешествия и, по его возвращении, 22 мая 1842 года они заключили брак. От этого брака у них родились дочь Хелена (07.12.1843), ставшая впоследствии датско-шведской поэтессой и писательницей, и сын Хольгер (02.11.1846), позднее ставший художником.

Дом семьи Роэдов характеризовался живыми интересами и в нём царила духовная атмосфера. В этом доме часто гостили люди, имевшие отношение к искусству. Йорген Роэд и его одарённая жена Матильда собрали немалый круг друзей, в числе которых были художники и друзья искусства. В их число также входил и историк искусства Юлиус Ланге, на которого Роэд оказал значительное влияние в художественно-эстетическом направлении. Отправляясь в путешествие, Роэд брал с собой семью. Так, с ноября 1861 по март 1862 семья совершила турне в Лондон, Париж, Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия, в Риме, их дочь Хелена познакомилась со своим будущим мужем — шведским поэтом и историком искусства Карлом Рупертом Нюблумом, позднее ставшим членом шведской Академии.

Йорген Роэд скончался 8 августа 1888 года в возрасте 80 лет в Копенгагене[1][2].

Выставки

  • Шарлоттенборг, весенняя выставка, 1824-25, 1827-37, 1839-54, 1856-61, 1863, 1866- 78, 1880-85, 1887-88;
  • Копенгагенский университет, 1843;
  • «Выставка в пользу реконструкции Фредериксборга», Шарлоттенборг, 1860;
  • Всемирная выставка, Лондон, 1862;
  • Академия искусств, Стокгольм, 1866;
  • Северная художественная выставка, Копенгаген, 1883;
  • «Выставка прикладного искусства и портрета», Копенгаген, 1880;
  • Ратуша, 1901;
  • Ассоциация национального искусства, 1903-04, 1926;
  • Шведская художественная ассоциация, Стокгольм, 1922;
  • «Датское искусство», Национальная галерея Jeu de Paume, Париж, 1928;
  • «Моя лучшая работа», Государственный музей искусств, 1941;
  • «Сокровища датского искусства», Лондон, 1948;
  • «Ютландия в датской живописи», Орхус, 1952;
  • Шарлоттенборг, 1953;
  • «Шарлоттенборг спустя 100 лет», Шарлоттенборг, 1957;
  • «Датский золотой век», Национальный музей, Стокгольм, 1960;
  • «Искусство Дании», Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1961;
  • «Золотой век датской живописи», Кунстхалле в Килле, 1968;
  • «Датские художники девятнадцатого века, Палаццо Браски», Рим, 1977 и Государственный музей искусств, 1978;
  • «Портретисты», Шарлоттенборг, 1977;
  • «Старые датские рисунки», Художественный музей Северной Ютландии, 1980;
  • «Сёллерёд в местной исторической живописи», галерея Хольтегор (Gl Holtegaard), 1982;
  • «К. В. Эккерсберг и его ученики», Государственный музей искусств, 1984;
  • «Датская живопись Золотого века», Национальная галерея, Лондон, 1984;
  • «Орла Леман и национальное искусство», Художественный музей Вайле, 1986;
  • Отдельные выставки: Кунстфорейнинн, Копенгаген, 1889;
  • «Йорген Роэд в Рибе», Художественный музей Рибе, 1986;
  • "Йорген Роэд в Италии, Глиптотека, 1991[2].

Работы

Работы
Год создания Название Оригинальное название Местонахождение
1824 Голова ангела из «Сикстинской мадонны» Рафаэля, копия с работы Ханса Хансена Englehoved i Rafaels Sixtinske madonna, kopi efter Hans Hansens
выставлялась в 1825 «Врач», копия с картины Геррита Дау Kvaksalveren, kopi efter Gerrit Dou
выставлялась в 1827 Сцена в богатом голландском доме, копия с работы Питера ван Слингеланда Scene i et rigt hollandsk hjem, kopi efter Pieter van Slingeland
1827 Девушка с фруктами в корзине, портрет Лин Роэд Pige med frugter i en kurv, portræt af Line Roed
1828 Портрет епископа Мёнстера Biskop P.H. Mønster Государственный музей искусств, Дания
1829 Автопортрет Selvportræt Собрание Хиршпрунга
1830 Портрет художника-мариниста Эмиля Нормана Marinemaleren E.W. Norman Собрание Хиршпрунга
1830 Роэд и Константин Хансен на каноэ Roed og Constantin Hansen på kanetur Собрание Хиршпрунга
1830 Портрет Кюхлера Albert Küchler Собрание Хиршпрунга
1831 Портрет Кристиана IV, копия после Карела ван Мандера Chr. IV, kopi efter Karel van Mander
1831 Художник в походе En kunstner på vandring Государственный музей искусств, Дания
1831 Портрет сестры Лины Kunstnerens søster Line Художественный музей в Раннерсе
ок. 1832 Портрет Софи Андерсен Sofie Andersen Художественный музей Fuglsang
1832 Портрет Йозефа фон Галле Joseph Levin von Halle Фюнский художественный музей
1832 Портрет Сюзанны Кёбке Susanne Købke Фюнский художественный музей
1833 Портрет Хенриетты Тиберг Henriette Thyberg Музей Ордрупгор
1833 Портрет Людвига Лэссё Ludvig Læssøe Национальный музей Дании
1833 Зимний эскиз двора Коллинс Vinterstudie fra Collins gård Национальный музей Швеции
1834 Портрет майора фон Доршойса Major von Dorscheus Национальный музей Дании
1834 Девушка с фруктами в корзине Pige med frugter i en kurv Государственный музей искусств, Дания
1835 Карусель у замка Фредериксборг Karruselgården ved Fr.borg Slot Художественный музей Хорсенса
1835 Портрет Иды Вильхельмины Трок Ida Vilhelmine Trock Национальный музей Швеции
1836 Собор в Роскилле зимой Roskilde Domkirke, vinterstykke Государственный музей искусств, Дания
1836 Портрет Шарлотты Бартолин Charlotte Bartholin Государственный музей искусств, Дания
1836 Портрет Й. О. Е. Хорнемана J.O.E. Hornemann Фредериксборг
1836 Собор в Роскилле. Три женщины беседуют. Лето. Roskilde Domkirke, i forgrunden tre kvinder i samtale, sommer Художественный музей в Орхусе
1836 Интерьер из cобора в Рибе Interiør fra Ribe Domkirke Собрание Хиршпрунга, эскиз в Гос. музее, Дания
1836 Внешний вид собора Рибе Det ydre af Ribe Domkirke Государственный музей искусств, Дания
1836 Рибский собор в лунном свете Ribe Domkirke i måneskin Художественный музей в Рибе
1837 Сан-Лоренцо-Фуори-Ле-Мура, Рим San Lorenzo fuori le mura, Rom Национальная галерея в Осло
1838 Храм Геракла в Кори Herkulestemplet i Cori Государственный музей искусств, Дания
1838 Площадь в Приверно Torvet i Priverno Государственный музей искусств, Дания
1838 Храм Герата в Пестуме Heratemplet i Pæstum Государственный музей искусств, Дания
1838 Часть храма Геры с видом на базилику En del af Heratemplet med udsigt til Basilikaen Собрание Хиршпрунга
1838 Храм Герата в Пестуме Heratemplet ved Pæstum Художественный музей в Орхусе
1838 Побережье с рыбацкими лодками, Искья Kystparti med fiskerbåde, Ischia Художественный музей Гётеборга
1838 Вид на Касамиччолу с Искьи Parti fra Casamicciola på Ischia Государственный музей искусств, Дания
1839 Оливковая роща d Тиволи под Римом Olivenlund fra Tivoli ved Rom Галерея Нивогор
1839 Святая лестница в Сан Бенедетто, Субьяко Scala Santa i San Benedetto, Subiaco Собрание Хиршпрунга
1839 Христос и самаритянка Kristus og den samaritanske kvinde Церковь в Нёдебо (дат. Nødebo)
1840 Дом Ченчи в Вилла Боргезе Casa Cenci i Villa Borghese Новая глиптотека Карлсберга
1841 Коронация Марии на небесах, копия после Рафаэля Marias himmelkroning, kopi efter Rafael
1842 Тюремный двор в Палаццо дель Барджелло Fængselsgården i Palazzo del Bargello Государственный музей искусств, Дания
1843 Портрет Йохана Кристиана Древсена J.C. Drewsen Фредериксборг
1844 Портрет Кристиана Древсена Christian Drewsen Музей в Сёлерёд
1844 Портрет скульптора Биссена H.W. Bissen В Датской академии изящных искусств
1844 Вид из виллы Боргезе Parti fra Villa Borghese Галерея Нивогор
1845 Портрет епископа Йенса Палудана-Мюллера Biskop Jens Paludan-Müller Собор в Орхусе
1845 Портрет Йонаса Коллина Jonas Collin Дворец-музей Фредериксборг
1847 Портрет Адама Эленшлегера Adam Oehlenschläger Студенческая ассоциация в Копенгагене
1849 Портрет матери Эллен Роэд Kunstnerens moder Ellen Roed Государственный музей искусств, Дания
1850 Портрет Ф. О. Ланге F.O. Lange Дворец-музей Фредериксборг
1850 Сад со старой крестильной купелью Haven med den gamle døbefont Государственный музей искусств, Дания; эскиз в Лувре
1850 Летний сад Sommer i en have Музей Эрегор, Копенгаген
1850 Зеландские работницы у колодца Sjællandske høstpiger hæger sig ved brønden Государственный музей искусств, Дания
1851 Копия Сикстинской мадонны Рафаэля Den Sixtinske Madonna, kopi efter Rafael Художественный музей Fuglsang
1853 Портрет Себастьяна Вельхавна J.S.C. Welhaven Собрание Хиршпрунга
1853 Портрет Матильды Фибигер Mathilde Fibiger Дворец-музей Фредериксборг
1853 Портрет композитора Хенрика Рунга Henrik Rung Королевский театр, Копенгаген
1854 Портрет Томаса Кинго Thomas Kingo Церковь св. Кнуда в Оденсе
1855 Портрет Йоргена Сонне Jørgen Sonne Дворец-музей Фредериксборг
1855 Семейная жизнь в маленькой рыбацкой деревушке к северу от Хельсингера Familieliv i et lille fiskerleje nord for Helsingør Государственный музей искусств, Дания; эскиз в собрании Хиршпрунга
1856 Портрет 10-летнего сына Хольгера Kunstnerens søn Holger i hans tiende år Государственный музей искусств, Дания
1857 Портрет Фредерика Палудан-Мюллер Fr. Paludan-Müller Государственный музей искусств, Дания
1857 Портрет гравёра Карла Эдуарда Сонне C.E. Sonne Дворец-музей Фредериксборг
1858 Се человек Ecce homo Церковь в Сондер Стендеруп (в 10 км от Коллинга) (дат. Sønder Stenderup)
1859 Портрет Петера Сковгора P.C. Skovgaard Дворец-музей Фредериксборг
1860 Портрет епископа Северина Биндесбёлля Biskop Severin Bindesbøll Церковь св. Будольфи, Ольборг
1860 Портрет Андреаса Сёренса Веделя Anders Sørensen Vedel Церковь св. Николая в Вайле
1861 Явление Христа ребёнку Kristus fremstillende et barn Церковь Стенлилле (дат. Stenlille Kirke)
1862 Портрет Альберта Кюхлера в монашеском облачении Albert Küchler som munk Музей Торвальдсена
1865 Христос в Эммаусе Kristus i Emmaus Церковь в Ганлёсе (дат. Ganløse)
1866 Христос с учениками в Эммаусе Kristus med disciplene i Emmaus Каппельская церковь (дат. Kappel Kirke), близ г. Наксков
1866 Кинго и Грифенфельтт Kingo og Griffenfeldt Дворец-музей Фредериксборг
1866 Распятие Korsfæstelsen Дворец-музей Фредериксборг
1866 Христос на кресте с Марией и Иоанном Kristus på korset med Maria og Johannes Церковь в Рёвиге (дат. Rørvig)
1866 Автопортрет Selvportræt Собрание Хиршпрунга
1867 Христово воскресение Kristi opstandelse Лисбьергская церковь (в 8 км от Орхуса)
1868 Портрет Кристиана Йенсена C.A. Jensen Выставочный фонд, Шарлоттенборг
1868 Портрет Кристиана Сиберна Сибберн, Фредерик Кристиан Художественный музей в Орхусе
1868 Портрет Вильхельма Марстранна Wilhelm Marstrand Художественный музей в Орхусе
1868 Портрет епископа Г. П. Браммера Biskop G.P. Brammer Кафедральный собор в Орхусе
1870 Распятый Христос и Мария Магдалена Kristus på korset og Maria Magdalene Церковь Сёби (в 7 км от Хорнслета)
1870 Портрет бумажного фабриканта Микаэля Древсена Michael Drewsen Музей в Силькеборге
1871 Портрет жены Эмилии Kunstnerens hustru, Emilie Roed Государственный музей искусств, Дания; эскиз в Национальном музее Швеции
1872 Портрет барона Ивера Хольгера Розенкранца Baron Iver Holger Rosenkrantz Дворец-музей Фредериксборг
1873 Портрет художника В. Марстрана Maleren Wilhelm Marstrand Дворец-музей Фредериксборг
1874 Портрет Й. Ф. Мюллера J.F. Müller Художественный музей в Рибе
1878 Охотничья компания на привале (начата сыном Хольгером, но не завершена ввиду преждевременной кончины. Закончена Роэдом после смерти Хольгера) Et jagtselskab, der holder hvil
1881 Портрет Каролины Амалии Мелдаль Caroline Amalie Meldahl Государственный музей искусств, Дания
1883 Автопортрет Selvportræt Выставочный фонд, Шарлоттенборг
1885 Явление во храме Fremstillingen i templet Церковь св. Бендта, Рингстед

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Dansk Biografisk Leksikion. Датская биографическая энциклопедия. Роэд, Йорген. Дата обращения: 31 августа 2019. Архивировано 17 августа 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Kunst Index Denmark. Художественный указатель Дании. Йорген Роэд. Дата обращения: 31 августа 2019. Архивировано 28 ноября 2019 года.

Ссылки