Роткович, Яков Аронович

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яков Аронович Роткович
Научная сфера педагогика, литературоведение
Место работы Куйбышевский педагогический институт
Альма-матер Второй Московский государственный университет
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор
Известен как методист-словесник
Награды и премии

Я́ков Аро́нович Ротко́вич (20 января 1909, Вильно — 29 июня 1975, Куйбышев) — советский литературовед и методист, доктор педагогических наук (1951), заслуженный деятель науки РСФСР (1968). С 1933 года и до конца жизни — преподаватель Куйбышевского педагогического института.

Специалист по преподаванию литературы. Создал новое направление педагогической науки — историю преподавания отечественной словесности.

Наследие Я. А. Ротковича можно определить одной фразой: до него фундаментальной истории преподавания литературы, истории методики попросту не существовало. Без цитирования его докторской диссертации не обходилась впоследствии ни одна диссертация по методике.

Ланин Б. А., главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, 2011 год[1]

.

Биография

Родился 20 января (2 февраля) 1909 года в Вильно в семье военнослужащего Арона-Ицки Кивелевича Ротковича (1872—?), из Михалишек Виленской губернии, и Ханы-Хаи Гиршевны Роткович (урождённой Шаркович, 1876—1968)[2], родом из Ераголы[3]. Семья жила в Вильне на Шопеновской улице, дом № 4, но в 1915 году в связи с наступлением немецкой армии была эвакуирована в Воронеж, где он в 1924 году окончил среднюю школу-девятилетку.

В 1924 году семья переехала в Москву, где А. И. Роткович поступил в Московский педагогический техникум имени Профинтерна, затем перевёлся во 2-ой МГУ.

В 1930 году, по окончании обучения, начал работать в Оренбурге преподавателем литературы на рабфаке, в 1931—1932 годах — в Оренбургском татаро-башкирском агропединституте.

С сентября 1931 года, после открытия Оренбургского педагогического института, был приглашён туда на работу.

В 1932 году направлен в аспирантуру Центрального научно-исследовательского программнометодического института, был приглашён профессором В. А. Малаховским на работу в Куйбышев.

Более сорока лет — с марта 1933 года и до конца жизни работал в Куйбышевском педагогическом институте, где в начале руководил общей кафедрой литературы, а потом, до самой кончины, организованной им кафедрой советской литературы и методики. В 1954—1957 годах был заместителем ректора по научной работе.

Жил в Куйбышеве, с 1954 по 1975 год проживал в «Доме специалистов» по адресу: ул. Высоцкого д. 3, кв. 74.

Умер 29 июня 1975 года.

Сын — Георгий Яковлевич Роткович (1931, Оренбург) — советский математик.

Автобиография Я.А. Ротковича – тоже интересное чтение... Роткович сам написал «две строчки», в которых заключена вся его жизнь:

«В результате почти сорокалетнего труда мною в основном завершена история преподавания литературы в русской школе, от её истоков в XVIII веке и до настоящего времени... Эта новая область методической науки получила за последние годы широкое признание и оказывает заметное воздействие на разработку методики в целом»

Не будет никакого тома в ЖЗЛ. Что там сказать о Ротковиче? Написал стопку книг и кучу статей, не отрываясь от преподавательской работы? ... Жизнь великолепного глубокого ученого укладывается в один абзац, а в ЖЗЛ нужны драматические сюжеты, лучше сенсационные. Разве начатая в коммуналке и достигшая шести тысяч томов библиотека – сюжет? Дети, выросшие – буквально – на книжках – драма? А прозвище «Соловей», данное студентами за блестящие лекции? Семья из пяти человек, живущая на одну его зарплату – разве невидаль?

Ланин Б. А., главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, 2011 год[1]

Научная деятельность

Уже в кандидатской диссертации, посвященной методическому наследию В. Я. Стоюнина, определилось направление исследований — история методики преподавания литературы.

Ещё в аспирантуре принял участие в создании первых стабильных программ по литературе для средней школы — в 1932 году вышла в свет составленная вместе с А. Я. Цинговатовым «Хрестоматия по литературе XIX века», затем выдержавшая семь изданий.

В 1934 году в журнале «Русский язык и литература в средней школе» вышла его статья «Опыт экспериментального исследования методики преподавания литературы в средней школе», как отмечено в «Педагогической энциклопедии» — «первое в советской методике экспериментальное исследование эффективности основных методов преподавания литературы».[4]

В 1951 году в АПН РСФСР защитил докторскую диссертацию на тему «История преподавания литературы в средней школе (от середины XVIII века до 60-х годов XIX века включительно)»,

Автор более 100 научных трудов, в том числе:

Провёл (первое в советской методике литературы) экспериментальное исследование относительной эффективности основных методов преподавания литературы (1934), создал фундаментальный труд по истории преподавания литературы в советской школе.[5]

  • Очерки по истории преподавания литературы в русской школе (1953)
  • Хрестоматия по истории методики преподавания литературы (1956)
  • Вопросы преподавания литературы: историко-методические очерки (1959)
  • История преподавания литературы как область научного исследования (1962)
  • Очерки по истории преподавания литературы в советской школе (1965)
  • Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство (1966)
  • Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия (1969)
  • История преподавания литературы в советской школе: учебное пособие для педагогических институтов (1976)

Подготовил около 20 кандидатов наук.

С 1956 года — член Ученой комиссии ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР и член Головного Совета по литературоведческим наукам МВССО РСФСР.

С 1965 года — Член центральной предметной комиссии по литературе при президиуме Академии педагогических наук РСФСР.

Организатор и бессменный председатель научного объединения литературоведов Поволжья.

Награды

Награждён Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения».

В 1968 году присвоено почётное звание Заслуженный деятель науки РСФСР.

В 1974 году «За успешную разработку вопросов преподавания литературы в средней общеобразовательной школе» награждён Медалью К. Д. Ушинского.

Семья

  • Жена — Розалия Абрамовна Роткович (урождённая Ваклсейгер, 1907—1994).
    • Дочь — кандидат исторических наук Наталия Яковлевна Ратнер. Сын — Георгий Яковлевич Роткович (1931—1998), математик.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ланин Б.А. - Современные подходы к изучению литературы Архивная копия от 20 декабря 2018 на Wayback Machine // Проблемы современного образования, № 3, 2011
  2. Надгробный памятник на Самарском еврейском кладбище. Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано 8 мая 2019 года.
  3. Запись о рождении доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. Согласно ревизским сказкам по местечку Михалишки на этом же сайте, отец Я. А. Ротковича приходился двоюродным братом художнику-абстракционисту Марку Ротко.
  4. «Педагогическая энциклопедия», т. III, 1966. столб. 728
  5. 100 лет ПГСГА. Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 31 января 2019 года.

Источники