Ростовцева, Александра Емельяновна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александра Ростовцева
Имя при рождении Александра Емельяновна Щёлокова
Дата рождения 1872(1872)
Место рождения Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская империя
Дата смерти после 1941
Место смерти Ростов-на-Дону, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Профессия оперная певица
Годы активности 1895—1921
Театр Частная опера Мамонтова, Оперный театр Зимина

Александра Емельяновна Ростовцева (урождённая Щёлокова, в замужестве Вейс; 1872, Новочеркасск — после 1941, Ростов-на-Дону) — русская оперная певица (меццо-сопрано)[1].

Биография

Родилась в 1872 году в Новочеркасске в семье Емельяна Щёлокова. Училась в местной Донской Мариинской женской гимназии (там же проходили обучение её сестры Ольга и Мария).

Двоюродная тётя (по браку) Августе Леонидовне Миклашевской .

В 1895 году окончила Московскую консерваторию, была ученицей Л. Джиральдони и А. Александровой-Кочетовой (вокал), а также В. Сафонова (фортепиано)[2].

Выступала на оперной сцене под псевдонимом Ростовцева. Её дебют состоялся в 1896 году в партии Зибеля («Фауст» Ш. Гуно) на сцене Частной оперы С. И. Мамонтова. В 1904—12 годах входила в состав труппы Оперного театра С. И. Зимина.

Ростовцева была первым исполнителем партий Любавы («Садко»), Любаши («Царская невеста»), Ткачихи («Сказка о царе Салтане»), Амелфы («Золотой петушок») в операх Н. А. Римского-Корсакова, а также Лизис («Ожерелье» Н. Кроткова) и Княгини («Илья Муромец» В. Серовой). При этом партии Любавы и Любаши были написаны композитором специально под её голос[3], и вторую из них Римский-Корсаков проходил с певицей сам[4]. В результате исполнение Ростовцевой роли Любаши удостоилось высокой оценки одного из ведущих критиков того времени Н. Кашкина[5].

Помимо вышеперечисленных исполняла следующие партии: Рогнеда (одноимённая опера А. Серова), Любовь («Мазепа»), Солоха («Черевички»), Морозова («Опричнина», все — П. Чайковский), Далила («Самсон и Далила» (К. Сен-Санс), Амнерис («Аида» Дж. Верди) и др. Позднее перешла на характерные роли.

Кроме того, вела активную общественную деятельность: с 1894 года каждый год организовывала в столице концерты симфонической музыки, в 1904—06 годах была художественным руководителем концертов, устраиваемых в Павловском вокзале, в 1907—15 годах проводила серии концертов, объединённых общей темой («Русская песня», «Европейская песня», «Патриотические концерты» и др.)[6].

С 1921 года жила в Белграде, выступала на сцене местной оперы (в частности, исполняла партию няни в опере «Евгений Онегин»), однако вскоре завершила карьеру певицы и стала преподавателем вокала и сценического мастерства в школе «Станкович»[3][7].

Литература

  • Россихина В. Оперный театр С. Мамонтова — М., 985. С. 233.

Примечания

  1. Отечественные певцы, 1750—1917: словарь : в 2 ч. Ч. 2 / А. М. Пружанский. — Москва : Сов. Композитор, 1991
  2. Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография: в 5 т. Т. 4.: М-Р / М-во культуры РФ. — М., 1993
  3. 3,0 3,1 Косик В. И. Русские краски на балканской палитре: Художественное творчество русских на Балканах (конец ХІХ — начало XXI века). М., 2010. С. 237. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 22 декабря 2018 года.
  4. Взгляд на жизнь и деятельность В. И. Бельского в Петербурге и Белграде / Л. Г. Барсова // Русская диаспора и изучение русского языка и русской культуры в инославянском и иностранном окружении (Белград, 1-2 июня 2011 г.) : Международный научный симпозиум: Доклады / Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, Межд. педагогич. общ-во в поддержку русского языка, Славистическое общ-во Сербии, Филологический факультет Белградского ун-та, Русский Дом в Белграде ; Отв. ред. Б. Станкович. — Белград : Славистическое общество Сербии, 2012. — С. 204—216. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 22 декабря 2018 года.
  5. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин: 1890—1904. — Л., 1974. С. 234—235
  6. Искусство Н. А. Римского-Корсакова и его современников в письмах Н. Н. Римской-Корсаковой к сыну. Публикация З. М. Гусейновой. Из фондов кабинета рукописей Российского института истории искусств: Сообщения. Публикации. Обзоры Вып. 6 / Сост. и отв. ред. Г. В. Копытова. СПб.: Российский институт истории искусств, 2016. — С. 139—198. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 6 декабря 2019 года.
  7. Романа Рибић. Стваралачка ризница Петра Стојановића : (1877—1957) / Зборник Матице српске за сценске уметности и музику. — ISSN 0352-9738. — Књ. 28/29 (2003), стр. 161—185. С. 169