Ростовский государственный университет путей сообщения
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) | |
---|---|
Прежние названия |
Механический институт транспорта (1929), |
Год основания | 1929 |
Ректор | Верескун Владимир Дмитриевич |
Президент | Колесников Владимир Иванович |
Кампус | 20 га |
Юридический адрес | 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2 |
Награды | |
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), ранее Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) — российский ВУЗ в городе Ростов-на-Дону. Был создан в рамках расширения железнодорожного образования в СССР первым из десятка аналогичных вузов страны[1]. Подведомственен Министерству транспорта РФ в лице Федерального агентства ж.д. транспорта и его Южного управления.
История
- 30 мая 1929 — создание нового ВТУЗа под названием «Механический институт транспорта» для подготовки инженеров путей сообщения по механической специальности.
- 1 июля 1929 — назначение первым ректором Дмитрия Ивановича Ковригина.
- 12 июля 1929 — ВТУЗ переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС) после выхода постановления Совнаркома СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров».
- 1 октября 1929 — из 1000 подавших заявления студента 292 поступили и начали учиться на трёх факультетах: железнодорожном, водном, автодорожном.
- 29 декабря 1934 — институт преобразован в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ).
- 1941 — эвакуация РИИЖТа в Тбилиси, где продолжали вестись исследования и подготовка специалистов.
- август 1944 — возвращение из эвакуации в Ростов: полностью разрушены главный корпус, корпус паровозного факультета (сейчас — электромеханический факультет), общежитие № 1, учебно-производственные мастерские, оборудование силовой подстанции; повреждены все остальные здания.
- 3 июля 1986 — награждение орденом Трудового Красного Знамени[2].
- 21 июня 1993 — переименован в Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).
- октябрь 2004 — официальное наименование университета сменилось: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»; используется та же аббревиатура (РГУПС).
- 2011 — официальное наименование университета сменилось: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС).
- 2015 — официальное наименование университета сменилось: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС).
Факультеты
- Автоматика, телемеханика и связь на ж.-д.транспорте (на данный момент Информационные технологии управления), организован в 1982, 5 кафедр
- Гуманитарный факультет РГУПС, основан в 1993, 7 кафедр
- Дорожно-строительные машины, основан в 1954, 4 кафедры и научно-исследовательский центр
- Строительный, создан в 1985, 3 кафедры
- Управление процессами перевозок, создан в 1950 году как факультет «Эксплуатация железных дорог», переименован в 1982, 4 кафедры. На факультете реализуются две специальности: эксплуатация железных дорог и менеджмент. Деканом факультета является кандидат технических наук, доцент Колобов Игорь Анатольевич. Выпускники факультета — инженеры по организации и управлению работают не только на предприятиях ОАО «РЖД», но и в других отраслях, связанных с организацией и управлением перевозочным процессом, грузовой и коммерческой деятельностью, управлением пассажирскими перевозками, организацией сервиса на станциях, вокзалах и поездах.
- Электромеханический, действовал с первых дней как железнодорожный факультет, в 1931 реорганизован в механический, в 1934 породил паровозный и вагонный факультеты, влившиеся обратно в 1942, нынешнее имя получил в 1988, 7 кафедр
- Энергетический факультет, действовал с первых дней как основная часть ВУЗа, но в 1937—45 гг инженеров-энергетиков не выпускал, 5 кафедр
- Международный институт предпринимательства и права, основан в 1994 году, в 2013 году переименован в факультет «Экономики, управления и права», 7 кафедр
- Вечерний был организован одновременно с дневными в 1929 году
- Заочный существует с 1957 г.
- Подготовительный — выполняет профориентационную работу среди учащихся школ и техникумов
Филиалы[3]
- Владикавказский техникум железнодорожного транспорта — ВлТЖТ — филиал РГУПС (Владикавказ);
- Волгоградский техникум железнодорожного транспорта — ВТЖТ — филиал РГУПС (Волгоград);
- Филиал РГУПС в Воронеже (Воронеж);
- Елецкий техникум железнодорожного транспорта — ЕТЖТ- филиал РГУПС (Елец);
- Лискинский техникум железнодорожного транспорта — ЛиТЖТ — филиал РГУПС (Лиски);
- Лиховской техникум железнодорожного транспорта имени И. В. Ковалева — ЛТЖТ — филиал РГУПС (Каменск-Шахтинский);
- Тамбовский техникум железнодорожного транспорта — ТаТЖТ- филиал РГУПС (Тамбов);
- Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта — ТТЖТ — филиал РГУПС (Тихорецк);
- Филиал РГУПС в Туапсе (Туапсе).
Также при РГУПС были созданы:
- Лицей РГУПС — специализированное учебное заведение на базе средней школы с углублённым изучением профильных предметов;
- Инженерный центр непрерывной подготовки специалистов (ИЦНПС) создан в 1993 году.
Архитектура главного корпуса
Здание главного корпуса Ростовского государственного университета путей сообщения, расположенное на пересечении улиц Ленина, Шеболдаева и Ларина, является памятником советского конструктивизма. Оно было построено в 1929—1934 годах по проекту архитектора В. Н. Наумычева и остаётся наиболее интересным в художественном отношении строением среди комплекса зданий РГУПС. Его полезный объём составляет 220 тысяч кубометров. Корпус представляет собой гигантское двухкрылое Г-образное здание. В качестве визуального акцента выступает цилиндр с башней, в котором размещаются вестибюль, библиотека и читальный зал. Центральные и боковые ризалиты венчают треугольные фронтоны, дополненные декоративными башенками (пинаклями). Второй и третий этажи разделены рельефным поясом, который трактуется как опора для пилястр дорического ордера. Три пары окон третьего этажа на фасаде, обращённом на улицу Шеболдаева, украшены прямыми сандриками. В южном углу здания с круглой башней соседствует шестиэтажная башня, в архитектуре которой прослеживаются черты, присущие стилю ар-деко.
Во время оккупации города войсками Вермахта главный корпус РИИЖТа сильно пострадал. При восстановлении полуразрушенного здания в послевоенный период черты конструктивизма были снивелированы: фасад обработан торкретированием, парапет получил украшение пинаклями, появились полуколонны и пилястры. Здание вдвое увеличилось благодаря О-образной застройке всего квартала, образовались два внутренних двора. Однако общая геометрия памятника сохранилась[4].
Примечания
- ↑ Андрей. История отраслевого образования . Железнодорожник. рф (5 апреля 2020).
- ↑ Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 г. «О награждении Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта орденом Трудового Красного Знамени»
- ↑ Филиалы РГУПС (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2016. Архивировано 16 февраля 2016 года.
- ↑ Советский конструктивизм . Rostov-Region. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 13 сентября 2018 года.
Ссылки
- Организации, награждённые орденом Трудового Красного Знамени
- Университеты по алфавиту
- Учебные заведения, основанные в 1929 году
- Учебные заведения, основанные в 1929 году в России
- Железнодорожные университеты России
- Университеты Ростова-на-Дону
- Транспорт Ростова-на-Дону
- Ростовский университет путей сообщения