Россия (атомный ледокол)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Россия (ледокол)»)
«Россия»
Ледокол «Россия» в плавучем докеЛедокол «Россия» в плавучем доке
Флаг СССР Флаг России
Класс и тип судна атомный ледокол
Порт приписки Мурманск
Номер ИМО 8424240
Позывной UCJU
Организация Российская Федерация
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Изготовитель ОАО Балтийский завод
Спущен на воду 2 ноября 1983
Введён в эксплуатацию 21 декабря 1985 года
Выведен из состава флота июнь 2013 года
Статус ожидает утилизации
Основные характеристики
Водоизмещение 21 000 т (стандартное)
23 460 т (полное)
Длина 147,9 м
Ширина 30 м
Высота 55,0 м
17,2 м (борта на миделе)
Осадка 11,0 м
Двигатели 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт
Мощность 55 МВт (75 000 л.с.) на валах
Движитель 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Скорость хода 21,0 узел (полная) по чистой воде
Автономность плавания 4 года (перезагрузка топлива)
7 месяцев (по запасам провизии)
Экипаж 145 человек

А́томный ледоко́л «Росси́я» проекта 10520 — советский и российский атомный ледокол типа «Арктика», заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года, является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

История

«Ленин», «Клавдия Еланская» и «Россия» (на заднем плане) в плавучем доке в Мурманске

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане. Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Также потребуется снизить мощность установки до минимума.

В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту[1].

В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.

Капитаны «России»:

  • Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда
  • Валентин Сергеевич Давыдянц
  • Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013)
  • Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время)

В настоящее время[когда?] ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведён в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

На борту

На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет (для служебного пользования). На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, плавательный бассейн, сауна, теплица для выращивания свежих овощей на основе гидропоники.

Основные технические характеристики

«Россия» в Мурманске.
  • Длина наибольшая: 147,9 м
  • Ширина наибольшая: 30,0 м
  • Высота борта: 17,2 м
  • Водоизмещение полное: 23 460 т
  • Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
  • Мощность главной установки: 55 МВт (75 000 л. с.)
  • Максимальная скорость хода по чистой воде: 21,0 узел.

Примечания

  1. Мурманский атомоход отправится в экспедицию на Северный полюс. Дата обращения: 13 сентября 2011. Архивировано 14 февраля 2015 года.

Ссылки