Российская открытая академия транспорта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Российская открытая академия транспорта
(РОАТ МИИТ)
Прежние названия Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (1951—1992)
Всероссийский заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (1992—1995)
Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (1995 — 2007)
Год основания 1951
Директор Олег Николаевич Покусаев
Студенты 20 000[1]
Расположение  Россия, Москва
Юридический адрес Москва, ул. Часовая, д. 22/2
Сайт http://www.rgotups.ru/

Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта (РОАТ МИИТ) — структурное подразделение Российского университета транспорта. Основано в 1951 году как Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта в рамках расширения сети и повышения доступности железнодорожного образования в СССР. В 1995 году институт переименован в Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. С 2009 года — в составе МИИТа.

История

Предпосылки создания

По данным Главного управления учебных заведений МПС, на 1 января 1951 г. практики, не имевшие высшего и среднего специального образования, составляли около 50% инженерно-технического состава советских железных дорог. С переходом на тепловозную и электротягу требовалось довести квалификацию этих специалистов до нужного уровня, для чего с 1949 г. ГУУЗ МПС разработывало перспективные планы заочного и вечернего образования в отрасли. В феврале 1951 года министр Б.П. Бещев вошел в Правительство с предложением создать единый центр заочного образования союзного значения с привлечением наиболее квалифицированного профессорско-преподавательского состава для подготовки специалистов железнодорожного транспорта[2].

Первые шаги

Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ) организован распоряжением Совета Министров СССР от 7 марта 1951 года № 2849-р за подписью И.В. Сталина[2]. Задачей созданного центра было создать такую систему высшего профессионального образования, которая могла бы максимально обеспечивать тесную связь обучения с производством. В год открытия институт организовал три факультета (электромеханический, эксплуатационный и строительный), 13 кафедр[2] и набрал на первый курс 434 студента. Их обучение обеспечивали поначалу девять штатных преподавателей, в том числе три профессора и пять доцентов, 41 совместитель, четыре лаборанта и несколько корреспондентов факультетов[2].

Формирование учебно-методической базы

При становлении вуза одной из основных задач была разработка учебно-методической литературы. К этой работе помимо штатных преподавателе привлекались крупные ученые-транспортники, в том числе член-корреспондент Академии наук СССР Б.Н. Ведерников, профессора Д.Д. Бизюкин, П.Н. Поликарпов, В.В. Повороженко, Г.П. Гриневич, И.В. Урбан, П.Н. Григорьев, М.А. Петров, П.Ф. Дубинский, К.Н. Смирнов, А.Ф. Смирнов, П.С. Дурново, Н.А. Щадрин, Ф.П. Кочнев, Н.А. Сахачевский, К.В. Алферов, В.М. Тареев и другие[2].

В 1958 г. вузу, ранее проводившему занятия на разных площадках, было передано здание бывшего Московского транспортно-экономического института. Развернулось строительство учебных корпусов для филиалов института в Куйбышеве, Горьком и Ярославле[2].

Новаторским решением стало создание передвижных учебных лабораторий при кафедрах на базе пассажирских вагонов, чтобы проводить в них работу со студентами на линии[2].

Связь профессиональной подготовки с производством

Особенностью работы ВЗИИТ было то, что получаемые студентами в процессе учебы знания сразу использовались на производстве для решения его практических задач. Отрасль не только получала инженерные кадры, но и обеспечивала переподготовку специалистов-паровозников по новым специальностям – тепловозной и электровозной[2].

ВЗИИТ стал методической базой по работе со студентами-заочниками, подготовке и изданию учебно-методической литературы. В этот период учебный процесс и научные исследования вели крупные ученые профессора В.М. Казаринов, А.Д. Каретников, М.А. Чернышёв, А.М. Игнатович, Г.А. Матвеев, В.А. Галактионов, В.М. Шестопал, Е.А. Ветухов, М.Ф. Страмоус, А.П. Вериго, К.А. Бернгардт, А.А. Пойда, В.В. Иванов, П.Г. Муратов, П.А. Гурский, А.П. Кулаков, Л.М. Перельман, А.П. Алексеев, Е.T. Бартош, А.И. Володин, Г.Г. Марквардт и другие[2].

Росла филиальная сеть института: в неё наряду с ранее открытыми представительствами вошли филиалы в Челябинске, Иркутске, Воронеже. Иркутский и Куйбышевский филиалы затем были преобразованы в самостоятельные институты, а Челябинский филиал подчинили Уральскому электромеханическому институту инженеров железнодорожного транспорта[2].

Крупнейший заочный вуз

Одной из задач ВЗИИТа было приближение учебной работы к узловым пунктам железных дорог, где помимо филиалов открывались учебно-консультационные пункты с вечерней и заочной формами обучения. В институте был создан отдельный вечерний факультет[2].

Новым импульсом к совершенствованию высшего заочного образования в системе МПС стали постановление Совета Министров СССР от 15.06.1982 г. № 552 «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» и приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 14 февраля 1983 г. № 21, которым на базе Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта был создан Научно-методический центр подготовки специалистов с высшим образованием без отрыва от производства на железнодорожном транспорте[2].

В 1990 году ВЗИИТ получил переходящее Красное знамя как лучший среди 15 вузов МПС. К этому времени в институте работали 12 факультетов, 25 кафедр, 3 филиала и 20 УКП, обучавшие более 13 тыс. студентов по 16 специальностям. Профессорско-преподавательский состав насчитывал 332 специалиста, из них 217 преподавателей с учеными степенями и званиями[2].

Университет

В 1995 году институт получил свой нынешний статус университета и сменил название на Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС)[2].

ВЗИИТ имел большое количество УКП (учебно-консультационных пунктов), с изменением законодательства преобразованных в филиалы и представительства. Практически в каждом крупном железнодорожном узле европейской части СССР имелось подразделение ВЗИИТа.

К 2000 году вуз имел в своем составе 30 филиалов и представительств, в том числе пять крупных базовых филиалов: Нижегородский, Воронежский, Ярославский, Поволжский (в г. Саратове), Смоленский. Все они оснащены современным лабораторным оборудованием, компьютерной техникой. В Москве вуз располагает благоустроенным девятиэтажным общежитием площадью около 5 тыс. кв.м., спортивно-оздоровительным комплексом.

С 14.11.2007 (в связи с долгим оформлением и согласованием различных документов фактически с 2009 года) институт вошёл в состав МИИТа. Теперь носит название Российская открытая академия транспорта Московского государственного университета путей сообщения (РОАТ МГУПС).

Ректоры и Директора

  • Бочаров Николай Филиппович, генерал-директор тяги III ранга (1951—1953)[2]
  • Быков Александр Петрович, доцент, кандидат технических наук (1953—1958)
  • Чумаченко Гавриил Алексеевич, доцент, кандидат технических наук (1958—1963)
  • Робель Роман Иванович, генерал-директор II ранга, доцент (1963—1975)
  • Захаров Владимир Васильевич, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор техн. наук, профессор (1975—1985)
  • Демченко, Анатолий Тимофеевич, заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Академии транспорта, доктор техн. наук, профессор (1985—2007)
  • Апатцев Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор (2007—2020)
  • Покусаев Олег Николаевич, доктор технических наук, профессор (2020—по н.в.)

Факультеты

Факультет транспортных сооружений и зданий

Специальности

  • Строительство железных дорог, путей и путевое хозяйство
    • строительство магистральных железных дорог
    • управление техническим состоянием железнодорожного пути
  • Мосты и транспортные тоннели
    • мосты тоннели и метрополитены
    • надежность и реконструкция искусственных сооружений
  • Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
    • комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ
    • эксплуатация подъемно-транспортных машин и оборудования
    • погрузочно-разгрузочные и путевые машины
    • гидроприводы подъемно-транспортных, строительно-дорожных машин
  • Строительство
    • Промышленное и гражданское строительство
    • Автомобильные дороги
    • Водоснабжение и водоотведение
  • Промышленная теплоэнергетика
    • промышленные теплоэнергетические установки и системы теплоснабжения

Факультет управления процессами перевозок

Специальности

  • Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)
    • магистральный железнодорожный транспорт
    • сервис на транспорте
    • безопасность движения
  • Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте
    • автоматика и телемеханика
    • системы передачи и распределения информации
    • радиотехнические системы
    • волоконно-оптические системы передачи и сети связи
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  • Информационные системы и технологии
    • обслуживание информационных систем железнодорожного транспорта
  • Инженерная защита окружающей среды
  • Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Факультет транспортных средств

Специальности

  • Локомотивы
    • управление технической эксплуатацией локомотивов
  • Вагоны
    • менеджмент вагоноремонтного производства
  • Электрический транспорт железных дорог
    • электровозы и электропоезда
  • Электроснабжение железных дорог
    • электроснабжение железных дорог
    • компьютерные технологии в электроснабжении

Экономический факультет

Специальности

  • Экономика и управление на предприятии (железнодорожного транспорта)
    • экономика, организация и планирование на предприятии железнодорожного транспорта
  • Прикладная информатика (в экономике)
  • Экономическая безопасность
  • Бухгалтерский учёт, анализ и аудит
  • Финансы и кредит
  • Национальная экономика
    • экономика и право
    • внешнеэкономическая деятельность
  • Маркетинг
  • Менеджмент организации
    • финансовый менеджмент
  • управленческий и финансовый учёт
  • Государственное и муниципальное управление
  • Управление персоналом в организации

Выпускники

  • Б.М. Лапидус, генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ»;
  • В.Г. Будовский, начальник инспекции при Президенте ОАО «РЖД»;
  • А.В. Храпатый, начальник Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;
  • Г.П. Петраков, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта;
  • И.А. Шинкевич, председатель ЦК независимого профсоюза работников железно-дорожного транспорта и транспортного строительства;
  • В.И. Сбитнев, вице-президент ОАО Корпорации «Трансстрой»;
  • Б.К. Саламбеков, начальник Главного управления вагонного хозяйства МПС СССР;
  • Д.Г. Краюшкин, главный инженер Мосгипротранса;
  • М.П. Лихачев, начальник Приволжской железной дороги (1997- 2002 гг.),
  • С.В. Фадеев, заместитель начальника ФГУП «Горьковская железная дорога»;
  • А.А. Кузьмин, директор МУП «Нижегородский метрополитен»;
  • В.Н. Захаров, ректор Волжской государственной академии водного транспорта;
  • главные инженеры дорог Д.Л. Андреев, М.В. Логинов,
  • заместители начальников дорог Е.В. Малов, К.М. Симонов, В.С. Худик, А.С. Аксенов, В.М. Ульяновский, В.И. Разбегаев, А.Ю. Тюрников, Н.Ф. Синицын, В.И. Беспалов.

Примечания

  1. История (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2010. Архивировано 19 июля 2009 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 Колесник, Лидия Владимировна. [http://biblioteka.rgotups.ru/jirbis2/images/docs/History/Kolesnik_NTT_2011_3.pdf 60 ЛЕТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВЗИИТ – РГОТУПС – РОАТ] // Наука и техника транспорта. — 2011. — № 3. — С. 7-13.

Ссылки