Рокадная железная дорога

Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника[1].
Известные рокадные дороги
- Нарва — Гдов — Псков — Полоцк (1915).
- Волжская рокада (1941—1944) использовалась для переброски войск в сторону Сталинграда. Дорога протяжённостью 992 км была построена в рекордные даже для военного времени сроки — за 6 месяцев и обеспечила движение от 16 до 22 поездов в сутки, эвакуацию промышленного оборудования и населения из Сталинграда, а затем снабжение фронтовых частей[2].
- Минск-Мазовецкий — Пилава (1945). Перед Висло-Одерской операцией на 1-м Белорусском фронте была построена рокадная железная дорога (30 км) и организована по ней перевозка в светлое время суток макетов танков в сторону Варшавы, с целью ввести противника в заблуждение о направлении первого удара.
- Дорога победы, сооружённая после прорыва блокады Ленинграда и действовавшая до снятия блокады.
Неосуществленные проекты дорог
Будогощь — Веймарн | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Перед Великой Отечественной Войной планировалось строительство железнодорожной линии Веймарн — Чудово — Будогощь — Тихвин в Ленинградской области, для создания рокады в случае нападения со стороны Финляндии (в том числе снабжения создаваемой ВМБ «Ручьи»). Однако строительство до войны в полном объеме завершить не успели. В 1942 году был уложен «временный» рельсовый путь на участке Будогощь — Тихвин (действует до сих пор без какой-либо серьёзной модернизации), отдельные участки насыпи были использованы после войны под узкоколейные железные дороги, ныне разобранные.
См. также
Примечания
- ↑ Коллектив авторов. Статья «Дороги военные» // Военная энциклопедия / Под ред. И. Н. Родионова. — М.: Воениздат, 1995. — Т. 3. — С. 123—2124. — ISBN 5-203-00748-9.
- ↑ Волжская рокада . История железных дорог РЖД. РЖД. Дата обращения: 6 января 2021. Архивировано 7 января 2021 года.
Литература
- Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — 832 с. — 500 000 экз.
Ссылки
- Экспедиция по бывшей железной дороге Будогощь — Чудово — Веймарн . Архивировано 31 января 2013 года.