Лихтенштейн, Рой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Рой Лихтенштейн»)
Рой Лихтенштейн
англ. Roy Lichtenstein
Имя при рождении Рой Фокс Лихтенштейн
Место рождения Манхэттен, Нью-Йорк
Место смерти Манхэттен, Нью-Йорк
Гражданство  США
Стиль поп-арт

Рой Фокс Ли́хтенштейн (англ. Roy Fox Lichtenstein [ˈɹ̠oj ˈfoks ˈlɪktənˌstaɪn]; 27 октября 1923, Манхэттен, Нью-Йорк — 29 сентября 1997, там же) — американский художник, представитель поп-арта.

Ранние годы

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил своё среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн впервые стал интересоваться искусством и дизайном в качестве хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства. Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй Мировой войны и после неё в 19431946 годах. Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет. В 1949 году Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развёлся в 1965 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины — например, в отдельные периоды был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын — Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

Путь к успеху

«Барселонская голова»

В 1960 году он начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капроу. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото-поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн создал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию, пришедшую из промышленной печати.

Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. По словам Лихтенштейна, эта идея возникла у него в связи с тем, что в школе стали смеяться над его сыном из-за того, что его отец абстрактный экспрессионист, что в их понимании означало тот «кто не умеет рисовать и поэтому малюет абстракции!» Чтобы успокоить сына, Лихтенштейн сначала нарисовал ему Микки Мауса, точь в точь как в комиксах, а также Джорджа Вашингтона в стилистике комиксов. После этого художник понял, что эта идея его заинтересовала: «Это принесло ему удовлетворение, и он имитировал не только сами комиксы, но и растр газетной печати. Пришли друзья и тоже сочли это интересным… и вот, внезапно Л. обрёл свой почерк, простой, здоровый, естественный почерк, который на самом деле был „почерком шестилетних“ — и сделал его „знаменитым“»[1]. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шёлкографию. Большинство работ художника выполнена в технике фиксированного рисунка, которая заключается в том, что изображение масштабируется, видоизменяется растр, а полученный вариант при помощи трафаретной печати превращается в оригинальный формат[2]. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма. Был дружен с Энди Уорхолом[3].

Награды

Картины

Основные работы

«Электрический шнур»

Картина «Электрический шнур» была написана в 1961 году в стиле поп-арт. Картина была куплена Лео Кастелли за 750 долларов. В 1970 году картина была отдана реставратору Даниелу Голдрейеру[4]. После смерти Голдрейера картина исчезла. ФБР долго вело следствие, но никакого криминала в произошедшем не обнаружило. Голдрейер умер своей смертью, и все полотна, находившиеся в его мастерской, оказались на месте, кроме «Электрического шнура»[5].

В 2009 году вдова реставратора, разбирая один из шкафчиков, обнаружила пропавшее полотно и сообщила в полицию. Полотно передали Барбаре Кастелли — наследнице хозяина картинной галереи. На сегодняшний день эта картина оценивается в четыре миллиона долларов[6].

Картины Роя Лихтенштейна на аукционах

В 1989 году картина «Торпеда… Огонь!» была продана на аукционе «Кристис» за 5,5 миллионов долларов, что стало рекордом и позволило Лихтенштейну войти в тройку живущих художников с максимальной стоимостью работ[7].

В 2005 году картина «В машине» была продана за рекордные 10 миллионов фунтов стерлингов (16,2 миллиона долларов).

Картина 1964 года «Ох… Ну хорошо…» была продана 11 ноября 2010 года[8] на Кристис за 42,6 миллиона долларов (26,7 миллиона фунтов стерлингов)[9].

«Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!», написанная в 1961 году продана на «Кристис» в ноябре 2011 года за 43 миллиона долларов[10].

Картина «Спящая девушка» стала самой дорогой из коллекции художника. Она была продана аукционным домом «Сотбис» за $ 44,8 млн[11].

В 2015 году на осеннем аукционе Christie's в Нью-Йорке картина «Медсестра» (англ. Nurse) была продана за рекордные для художника $95.4 миллиона долларов, заплаченная цена была неожиданно высокой, так как ранее её предварительная оценка не превышала сумму в $80 миллионов долларов.

Примечания

  1. Рихтер, Ханс. Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство XX века. — М.: Гилея, 2014. — С. 275. — 360 с. — ISBN 978-5-87987-090-9.
  2. Жизненные вехи Роя Лихтенштейна. (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 3 сентября 2014 года.
  3. Биография Энди Уорхола (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 апреля 2013. Архивировано 9 мая 2013 года.
  4. Работа Роя Лихтенштейна, пропавшая 40 лет назад, вернулась к законному владельцу (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  5. Шедевр Роя Лихтенштейна вернули хозяйке спустя 42 года после пропажи. Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  6. Обнаружена пропавшая в 1970 году картина Роя Лихтенштейна. Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано 29 марта 2016 года.
  7. Alloway, Lawrence. Roy Lichtenstein (неопр.). — 1983. — С. 114.
  8. Bloomberg Business Week, Lichtenstein’s $43 Million Pouting Redhead Helps Revive Market Архивная копия от 22 апреля 2012 на Wayback Machine Retrieved November 11, 2010
  9. Roy Lichtenstein painting fetches $42.6m at auction. BBC News (11 ноября 2010). Дата обращения: 11 ноября 2010. Архивировано 1 июня 2012 года.
  10. Roy Lichtenstein Work Sets New $43m Sale Record. BBC News (9 ноября 2011). Дата обращения: 9 ноября 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  11. Melikian, Souren. Disconnect in the Art Market. New York Times (12 мая 2012). Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано 4 апреля 2013 года.

Ссылки