Розанов, Валентин Гельевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Валентин Гельевич Розанов
Жанр керамика
Учёба Абрамцевское ХПУ, Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова
Стиль народный
Награды
Премия Ленинского комсомола — 1980

Фарфоровый иконостас. Автор проекта Валентин Розанов 2005 год
Камин. Майолика. Роспись. Автор проекта Валентин Розанов 2010 год

Валентин Гельевич Розанов (род. 19 июля 1955, Клин) — художник декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

После окончания Абрамцевского Художественно-Промышленного Училища в 1974 году пришёл работать в Гжель. Ведущий художник промысла. Награждён двумя Бронзовыми медалями ВДНХ СССР «За успехи в народном хозяйстве СССР».

  • 1982—1984 годы — главный художник ПО «Гжель».
  • 1993 — главный художник Московского фарфорового завода.
  • 2004—2008 — главный художник Гжельского фарфорового завода

Окончил Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова (отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов).

  • Преподаватель мастерства керамики отделения декоративно-прикладного искусства Реабилитационного центра для инвалидов в Москве. Высшая педагогическая квалификация.
  • Руководитель отделения фарфора и керамики Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства.
  • Член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Московской области.
  • Член художественно-экспертного совета Государственного музея керамики «Кусково».

Автор более 500 работ выполненных в фарфоре, керамике. Автор фарфорового иконостаса в храме Ильи Пророка с. Ильинское Московской области (2005).

Родился в 1955 году в Клину Московской области в семье офицера Советской Армии. Вместе с семьёй переезжал к месту службы: в г. Клин, г. Калинин, на о. Сахалин, под г. Киржач, в г. Кимры. После окончания восьмилетки в г. Кимры Калининской обл. в 15-летнем возрасте поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение «художественная роспись керамики». В 1974 защитил диплом на тему «Гжельская декоративная ваза» (руководитель Макаи Александра Васильевна) и был приглашен работать живописцем в Производственное объединение «Гжель» тогдашним главным художником Петровым В. А. Начинал с тиражирования работ Т. С. Дунашовой, Л. П. Азаровой, З. В. Окуловой и Н. Б. Квитницкой. Проработал живописцем по росписи в экспериментальном цехе в Бахтееве 5 лет. В 1976 г. на художественном совете принята первая работа для серийного тиражирования — кумган. Много практических навыков получил в это время от модельщика С. П. Маланина. Стал участвовать в выставках. Несколько первых работ приобрели Государственный Русский и Государственный Исторический музеи. Считает своими учителями художников Н. И. Бессарабову и Т. С. Дунашову. В 1979 г. назначили старшим художником, занимался организацией выставок, рекламными акциями — был консультантом всех съёмок фильмов и многочисленных полиграфических изданий, прославляющих Гжель. Собирал материалы для музея гжельского промысла, который открылся в это время. Постоянно работал над новыми работами для производства. Участвовал в выставках, конкурсах. Большинство работ принимались худсоветом и тиражировались. В 1980 г. кандидатуру выдвинули на Всесоюзную Премию Ленинского Комсомола в области литературы и искусства. В 1982 году — главный художник Производственного Объединения «Гжель». Теперь творчески работал меньше, так как все силы уходили на работу с художниками, вновь организованных, творческих групп по фарфору и майолике, организацию работы музея и многочисленных выставок. В 1984 г. — старший художник. За последующие 10 лет брался, в основном, за экспериментальные работы, которые были художнику интересны. По рекомендации Л. П. Азаровой выполнял проект архитектора Карпушина Ю. И. — оформление парадной столовой в санатории ЦК КПСС в Железноводске .Разработал и расписал большие фарфоровые канделябры и декоративные вставки. Придумывал технически сложные изделия из фарфора — люстры, телефоны, часы. Очень много было интереснейших поездок за рубеж. В Китай, Чехословакию и Болгарию по фарфоровым заводам. В Англию для организации оформления Галереи Русского искусства в Лондоне. В Западный Берлин на первую персональную выставку. В Австрию на совместную выставку с музеями Кремля в Венском Музее Истории Искусств. В Ю. Корею в числе первой советской делегации, для участия в выставке «Неделя СССР» в Сеуле. В 1989 г. занимался организацией выставки «650 лет Гжели» (вновь назначили гл. художником на время длительной болезни Н. А. Якимчук). Выставка прошла в Центральном доме художника. За время работы в «Объединении Гжель» создал более 300 работ в фарфоре. Участвовал в десятках выставках. В 1993 г. уйдя из « Объединения Гжель», организовывал производство и был главным художником Московского фарфорового завода. Сейчас продолжает работу в керамических мастерских в Реабилитационном центре для инвалидов в Москве. Десятки учеников получают профессию керамиста. Постоянно создаёт новые работы, выполняет в основном небольшие заказы. Сотрудничал все время с Гжельским промыслом. И после ухода с "Производственного Объединения «Гжель» разработал и передал 12 изделий для серийного выпуска.(1999—2002) В 1997 г. прошла 2 персональная выставка и презентация творческой мастерской в Центральном Доме Журналиста. В 1998 г. в связи с 25-летием творческой деятельности прошла 3 персональная выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, здесь были собраны 500 экспонатов из 5 музеев (ГРМ, ГИМ, ВМДПИНИ, РОСИЗО, МНИ) и частных коллекций. В этом же году большая часть экспозиции выставки переместилась в выставочный зал г. Серпухова, 3 и 4 выставка в общей сложности работала полгода. В 1999 г. состоялась 5-я персональная выставка в Гос. музее керамики «Кусково». В 2-х залах было выставлено более 100 работ. Выставка была открыта 6 месяцев. Лучшие работы были закуплены музеем и художника включили в художественно-экспертный совет музея. В 1999 г. получил заказ от настоятеля храма Ильи Пророка с. Ильинское Московской области отца Александра на разработку и изготовление фарфорового иконостаса (вместе с Палехскими иконописцами). Выполнить проект взялись мастера « Объединения Гжель» на участке «Малахит» в Бахтеево. Подключили к этой работе и фарфористов из Дулево, так как иконостас расписывался надглазурными красками. И вот иконостас размером 10х7 метров, состоящий из 500 подогнанных друг к другу фарфоровых деталей смонтирован в храме. Параллельно с работой в 2002 г. окончил Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова отделение Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов С 2004 по 2008 г. работал главным художником Гжельского фарфорового завода (ОАО Гжельский завод Электроизолятор), который к этому времени стал лидером среди предприятий Гжельского художественного промысла по выпуску художественной продукции. В 2004 избрали руководителем отделения фарфора и керамики Творческого Союза Художников Декоративно-прикладного искусства. В 2004 г. указом губернатора Московской области назначен членом Художественно-экспертного совета по народным промыслам при правительстве Московской области.

Произведения представлены в 18 государственных музеях России. В Государственном Русском музее, В Государственном Историческом музее, в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Госуда́рственном исто́рико-архитекту́рном, худо́жественном и ландша́фтном музе́е-запове́днике «Цари́цыно», в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» и др. Участник более 50 художественных и промышленных выставок, в том числе международных и 5 персональных.

Галерея

Награды и премии

Примечания

Источники

  • Н. Якимчук. Искусство Гжели. — Москва : Советская Россия, 1985. —С.60—61.
  • Н. Григорьева. Художественная керамика Гжели и Скопина. — Ленинград: Искусство, 1987. — С.53,97,98.
  • Т. Дулькина, Н. Григорьева, Т. Астраханцева. Гжель. Керамика XVII—XIX в. Керамика XX в. — Москва: Планета, 1989. — С. 122—131.— ISBN 5-85250-110-7.
  • В. Логинов. Ю. Скальский. Эта звонкая сказка-Гжель. — Москва : Сварог,1994. — С. 117,118,180.— ISBN 5-900436-02-0.
  • С. В. Горожанина. Народные художественные промыслы Подмосковья. — Москва: Мелихово, 2006 . —С.90,94. — ISBN 5-94663-301-5
  • И. Насонова, С. Насонов. Марки советского фарфора, фаянса и майолики 1917—1991.Том II. —Москва: Среди коллекционеров,2009. —С.54,63. — ISBN 978-5-85383-432-3.
  • Синяя бабочка. Статья о творчестве художника. Смена № 19 1980 г.
  • Розы гжельской земли. «Вокруг света» № 4 1982 г
  • Информация о выставке.

По статье Евграфа Кончина. «И масленка „Корова“, и горчичница „Бычок“» в газете «Культура» № 16 (7127) 29 апреля — 13 мая 1998г

Ссылки