Родившийся в грозу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Родившийся в грозу Наташа-ханум
Natashaxonim
Жанр драма, исторический, биографический фильм
Режиссёр Латиф Файзиев
Автор
сценария
Семён Нагорный
Оператор Александр Панн
Композитор Мухтар Ашрафи
Кинокомпания Узбекфильм
Страна  СССР
Год 1965
Ссылки
IMDb ID 0170515

«Родившийся в грозу» («Наташа-ханум») — советский фильм 1965 года режиссёра Латифа Файзиева.

Сюжет

О создании в годы Гражданской войны национального узбекского театра для всего народа силами двух мечтателей — молодого драматурга узбека Музаффара и первой актрисы узбекского театра — русской девушки из семьи староверов Наташи — по-узбекски «Наташа-ханум»… На подмостках народного театра их постановки сольются с реальностью — на сцене они объяснятся в любви, и на сцене же Музаффар будет убит фанатиками.

Фильм «Наташа-ханум» посвящён истории первого узбекского театра, родившегося в 1918 году, в грозное время гражданской войны. Прообразы главных героев картины — замечательный мастер узбекской сцены, поэт и драматург Хамза и первая женщина, осмелившаяся в Узбекистане ступить на театральные подмостки, русская актриса Мария Кузнецова.

В ролях

Музыка

На основе музыки к фильму «Наташа-ханум» её автор композитор Мухтар Ашрафи позже создал вокально-симфоническую поэму «В грозные дни».[1]

Критика

Театральные маски и ружье — может ли существовать что-либо более несовместимое? Но вся поэзия фильма в этом столкновении противоположностей. Авторы картины, кинодраматург С. Нагорный и режиссёр Л. Файзиев, словно бы очарованы живописностью ярких контрастов. … Быть может, стилистика фильма в какой-то степени навеяна пьесами, что шли в те годы на подмостках народного театра? «А вдруг все это — продолжение спектакля?» — говорит Наташе Музаффар, и эта фраза поистине может служить ключом к фильму. Подчеркнуто театральна не только режиссура картины, но и работа главного оператора А. Панна, композитора М. Ашрафи, актёров У. Алиходжаева, О. Амалиной, Р. Пирмухамедова, Н. Никитиной и других. Эпизоды фильма как бы сливаются с эпизодами из спектаклей. И поэтому нам не хочется спешить с вынесением окончательных оценок. Фильм верен себе не только в своих достоинствах, но даже и в своих недостатках и в целом, безусловно, является интересной, хотя не во всем удавшейся попыткой воссоздать на экране дух родившегося в революционную грозу народного театра.

Фильм «Родившийся в грозу» («Наташа-ханум») режиссёра Л. Файзиева состоял из ряда новелл, обрисовывающих не столько конкретного героя, сколько образ времени. Всё большее значение приобретают авторская мысль, размышления художника о эпохе.

Искусство советского Узбекистана, 1976 год[2]

Примечания

  1. История музыки народов СССР / Институт истории искусств (Москва). — М.: Музыка, 1974. — стр. 210
  2. Искусство советского Узбекистана, 1917—1972 / В. Долинская, П. Захидов, Т. Кадырова [и др.]; Науч. ред. Л. И. Ремпель; Институт искусствознания им. Хамзы Хаким-Заде Ниязи Министерства культуры УзССР. — Москва: Советский художник, 1976. — 606 с. — стр. 252