Родерих

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Родерих
готск. 𐌷𐍂𐍉𐌸𐌰𐍂𐌴𐌹𐌺𐍃 (Hroþareiks);
лат. Rodericus
Родерих. Гравюра XVIII векаРодерих. Гравюра XVIII века
710 — 711
Предшественник Витица
Преемник Агила II

Дата смерти 711(0711)
Супруга Эгилона
Отношение к религии христианство, основанное на Никейском Символе веры

Ро́дерих (Родри́го) — король вестготов, правивший в 710 — 711 годах.

Об этом короле сохранилось больше легенд, чем достоверных известий. Бесспорно только то, что при нём произошло арабское завоевание Пиренейского полуострова. В средние века сложился цикл романсеро, рассказывавших историю последнего вестготского короля Родериха и мусульманского завоевания Испании как наказания за его грехи.

В 710 году после смерти короля Витицы большая часть вестготов признала королём Родериха, что однако не нашло поддержки у сыновей покойного короля. Разделение вестготского общества привело к междоусобице. Вскоре после этого новому королю пришлось сражаться с противником гораздо более опасным: в 711 году в Испанию из Африки переправилось мусульманское войско. Сохранилось предание, что своим успехом арабы были обязаны предательству вестготских вельмож. Важные услуги оказал им так же Юлиан, комендант крепости в Сеуте (этот город принадлежал тогда Византии), который таким образом отомстил Родериху за то, что тот обесчестил его дочь. Как только арабы появились в Испании, Родерих с сильными полками выступил им навстречу. Две армии встретились на берегах реки Гуадалете. Битва началась 19 июля 711 года и продолжалась с очень большим ожесточением восемь дней. Родерих мог бы одержать победу, если бы ему не изменила часть войска. Во время отступления король был убит.

Правление

Родословие Родериха

Родственные связи Родериха до конца неизвестны. Предполагается, что он был внуком Хиндасвинта. Об этом сообщает «Хроника Альфонсо III», говоря, что его отец Теодофред (Тиудефред) был сыном Хиндасвинта, которого отец якобы бросил в юном возрасте. Впоследствии король Эгика, опасаясь, что Теодофред поднимет против него восстание, изгнал того из королевства. Теодофред прибыл в Кордову, где взял себе жену из королевского рода по имени Рекилона (Рицилона), от брака с которой у него и родился сын Родерих. Сын Эгики, король Витица обманом захватил Теодефреда и лишил его зрения[1]. Это — явно сказочная история, целью которой было узаконить власть последнего легитимного вестготского короля. В арабских же источниках прямо говорится, что он не был королевского рода[2]. Правда, сам арабский автор ссылается на аналогичное заявление сыновей Витицы, так что можно полагать, что эти данные восходят к противникам Родериха. Однако едва ли даже ярые враги короля могли делать такие заявления, если бы было известно о происхождении Родериха от Хиндасвинта. Вероятно, до 710 года Родерих был герцогом Бетики, во всяком случае, так он обозначен в более поздних, легендарных источниках.

Вступление на престол

Основным источником о его вступлении на престол является Мосарабская хроника. Она считается заслуживающей доверия, но её изложение крайне скудно, а её подробности, как правило, трудно понять из-за очень слабого знания латыни анонимным автором. В этой хронике записано, что Родерих получил королевство [regnum] (имеется в виду: королевское достоинство) бурно/суматошно [tumultuose] по требованию Сената [senatus][3]. Вопрос о смысле этого утверждения давно и широко обсуждается в исследованиях. При вестготах не было Сената. Большинство историков придерживаются мнения, что это были законные выборы короля в соответствии с действующим законодательством и что «Сенат» был собранием выборных дворян и епископов, имевших право голоса, которое собралось после смерти короля Витицы. Процедура избрания короля регулировалась соответствующими положениями Четвёртогого Толедского собора. Таким образом, термин «бурный» относится к тому факту, что выборы не были единогласными, а были проведены вопреки сопротивлению меньшинства, потому что проигравшие сторонники семьи Витицы хотели заявить о праве наследования престола сыновьями последнего.

Неспокойная обстановка в стране

Золотой триенс Родериха. Монетный двор Эгитании (совр. Иданья-а-Велья). Вес — 1.26 г Диаметр — 20 мм. Надпись на аверсе: INDNE RVDERICVS RX (Во имя Господа [сделал] Родерих король). Надпись на реверсе: EGITANIA PIVS (Эгитания. Благочестивый)

После избрания Родериха резко обострилось внутриполитическое положение. Сыновья Витицы не признали его выбора, вместе с матерью они бежали из столицы и попытались организовать борьбу с новым королём на северо-востоке Испании, в Тарраконской провинции. Вместе с ними туда отправилась и часть готской знати, в том числе их опекуны Реквизинд и Вайязинд. Их, по-видимому, поддержала и знать Септимании. Распределение находок монет приводится как свидетельство раскола королевства. На территориях северных провинций (Тарраконская Испания, Септимания) монет Родериха обнаружено не было. От Родериха сохранилось всего двенадцать монет, и все они были отчеканены в Толедо и Эгитании. Однако, следует признать, что такое небольшое количество случайных находок не позволяет сделать далеко идущих выводов; это может объясняться очень коротким правлением Родериха.

Витица оставил своим сыновьям хорошее наследство: позже, когда эти сыновья заключили союз с арабами, те оставили в их владении три тысячи имений в виде компенсации за отказ от трона. Эти богатства вполне могли стать материальной основой сопротивления. Всё же войска сыновей Витицы и их сторонников были разгромлены армией Родериха. Полностью уничтожить своих соперников последний, однако, не смог. Вполне вероятно, что между королём и его соперниками был заключён какой-то договор. Семья Витицы всё-таки признала Родериха королём, но за это сохранила своё богатство и свои позиции в обществе.

Возможно, что именно в связи с этой гражданской войной Родериху пришлось отправиться на север для новой войны с васконами. Не исключено, что или васконы оказали поддержку сторонникам Витицы, или просто воспользовались обстоятельствами для новой вылазки за пределы своей территории. Королевская армия осадила Памплону. Однако эту компанию Родериху пришлось срочно прервать. В самый разгар военных действий он получил известие о вторжении в Испанию нового врага — арабов[4][5][6].

Обстановка на юге Вестготского королевства

В начале VIII века при халифе Валиде I границы Арабского халифата вплотную приблизились к Королевству вестготов. Знаменитый полководец той поры вали (правитель) Африки (Ифрикии) Муса ибн Нусайр действовал практически независимо от халифа, находившегося в далеком Дамаске. Он усилил свою армию принявшими ислам берберами, завоевал в 707—709 годах остатки ещё сохранившей независимость Северной Африки и вышел к берегам Атлантического океана. Только Септем (совр. Сеута) оказала арабам ожесточённое сопротивление и надолго задержала их продвижение[7]. Она принадлежала Византийской империи, владевшей прежде всем североафриканским побережьем; но император находился слишком далеко, чтобы оказать Сеуте действительную помощь, и поэтому правитель города Юлиан вступил в союзные отношения с вестготами[8].

Измена Юлиана, графа Сеуты

«Король Родерих следит из кустов (слева) за купанием Флоринды ла Кавы, дочери графа Юлиана». Картина Франца Ксавера Винтерхальтера (1805—1873). Написана в 1853 году. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Именно граф Сеуты Юлиан вошёл в историю как виновник арабского вторжения в Испанию. Более поздние испанские романсы рассказывают, что Юлиан послал свою дочь Флоринду ла Каву[en] к толедскому двору, чтобы дать ей воспитание соответствующее её рождению; но она имела несчастье понравиться Родериху и тот её обесчестил. Горя гневом, Юлиан сдал арабам свой город, предварительно заключив выгодный для себя договор. После этого Юлиан стал убеждать Мусу ибн Нусайра попытаться завоевать Испанию, обещая своё содействие[9]. Перед нами — фольклорное расцвечивание реального события, хотя не только сам факт измены Юлиана, но и некоторые детали предания могут быть вполне достоверны. Поведение Юлиана полностью вписывается в рамки политической борьбы, развернувшейся в Испании после смерти Витицы. Юлиан принадлежал к группировке, поддерживающей сыновей покойного короля. Одна из более поздних хроник говорит, что он был в числе самых близких «верных» Витицы и его назначение в Сеуту фактически было ссылкой за пределы самой Испании. В одной из арабских хроник говорится, что перед отъездам Юлиана в Африку тот отослал свою дочь к королевскому двору в Толедо, следуя существующему обычаю. Это сообщение (независимо от действительного существования такого обычая) может указывать на то, что отсылая Юлиана за пределы Испании, Родерих попытался удержать при дворе его дочь в качестве заложницы, тем более что Флоринда, если верить той же хронике, была единственным ребёнком Юлиана.

Согласно другой версии, арабов призвали в Испанию непосредственно сыновья Витицы, которые направили в Африку послов с просьбой помочь им свергнуть Родериха и вернуть семье покойного короля трон[10]. Впрочем, обе версии не противоречат друг другу, и очень вероятно, что обращение сыновей Витицы, и предательство Юлиана были следствием единого заговора[11].

Муса ибн Нусайр, которого подстрекали к походу и испанские евреи, угнетаемые вестготами, отправил в Испанию, с согласия халифа Валида I, первоначально небольшой разведывательный отряд. Один из полководцев Мусы, Тариф Абу Зура, с четырьмястами пеших воинов и сотней всадников, летом 710 года переправился через Гибралтарский пролив на четырёх кораблях, предоставленных Юлианом, опустошил окрестности Алхесираса и вернулся назад в Африку с богатой добычей[12].

Поход Тарика ибн Зияда

Государство вестготов в 586—711 годах

Счастливый исход первой экспедиции воспламенил в арабах желание овладеть Испанией. В следующем году Муса ибн Нусайр воспользовался тем, что Родерих вёл войну с баскским городом Памплоной на севере Испании, и в последние дни апреля 711 года послал в Испанию другого своего полководца Тарика ибн Зияда с отрядом в 7000 берберов (арабов в отряде было всего 300 человек). Они переправились через пролив на тех же четырёх кораблях, потому что у мусульман не было других. По мере того, как корабли перевозили людей и лошадей, Тарик собирал их у одной скалистой горы у берега, которая и теперь ещё носит его имя — Гибралтар (несколько искажённое от арабского Джабаль аль-Тарик — «гора Тарика»)[13]. У подножия этой горы лежал город Картея, вскоре захваченный мусульманами. Тарик дошёл до озера Лаго-де-ла-Санда и готов был двинуться на Севилью, когда узнал, что навстречу ему идёт король Родерих во главе многочисленной армии (по арабским и, вероятно, преувеличенным сведениям, он якобы собрал войско в 70 или даже в 100 тысяч человек). Тарик послал к Мусе просить подкрепления, и Муса, воспользовавшись судами, построенными после отплытия Тарика, послал ему ещё 5000 воинов. К маврам присоединился ещё и правитель Сеуты Юлиан со своей армией и народом из своих владений, чтобы сопровождать эту экспедицию, и вести её в ту страну, и обеспечивать разведку[14].

Грозное вторжение масульман, казалось бы, должно было сплотить вестготов и вообще христиан. Но этого не случилось. Сыновья Витицы, в том числе Ахилла, епископ Оппа и их сторонники, в силу «военных законов» Вамбы и Эрвига вынужденные официально примкнуть к королю, фактически поддержали арабов. Рабы и другие подневольные люди, включенные в армию по тем же законам, не горели желанием сражаться и были готовы покинуть поле битвы при первой же возможности. Города в вестготской Испании находились в жалком положении, горожане, в основном испано-римляне, с завистью смотрели на процветание городов под арабской властью и видели в арабах избавителей от власти варварских королей. Евреи, жестоко преследуемые вестготскими государями и испанской церковью, перешли на сторону мусульман и показывали им пути более легкого и удобного продвижения. Шпионы донесли Тарику о приближении вестготской армии, и он успел хорошо подготовится[15][16].

Сражение при Гвадалете

«Родерих обращается к своим войскам перед битвой при Гвадалете». Картина Бернардо Бланко (1828—1876). Написана в 1871 году. Национальный музей Пра́до, Мадрид

Армии встретились на берегах реки Гуадалете, при Херес-де-ла-Фронтера (провинция Кадис), между 19 и 26 июля 711 года (по легенде, битва длилась восемь дней). В сущности, ничего достоверного, кроме легенд об этом сражении до нас не дошло. В начале битвы Оппа и Сисиберт, сыновья короля Витицы, которых Родерих отстранил от власти, побежали или перешли к Тарику. Король Родерих, увидев, что свои оставили его, в продолжение нескольких дней отступал, ограничиваясь небольшими стычками, пока, в конце концов, вестготы не потерпели окончательное поражение.

Пережил ли Родерих своё поражение или погиб во время бегства с поля сражения, переплывая реку Гуадалете — неизвестно. Согласно арабским хроникам, о Родерихе после этого сражения ничего больше не известно и его не нашли ни живого, ни мёртвого. Мусульмане отыскали только его белую лошадь с парчовым седлом, украшенным рубинами и изумрудами, которая завязла в трясине. Также и в христианской Испании считали, что король Родерих после битвы при Гвадалете пропал без следа и об этом как об истинном факте уже в 883 году писал анонимный автор «Пророческой хроники»[17]. Однако, согласно более поздним испанским преданиям, приверженцы короля отвезли его тело в Визеу (Северная Португалия) и похоронили там. В Визеу был найден простой камень, на котором была начертана следующая эпитафия: «Здесь покоится Родерих, король готов»[18]. «Хроника вестготских королей» сообщает, что Родерих правил 7 лет и 6 месяцев.

Воображаемый портрет Родериха, короля вестготов. Картина художника Мариано де ла Рока и Дельгадо[d] (1825—1872). Написана в 1853 году. Здание Конгресса депутатов Испании, Мадрид

Причины и последствия поражения

Причины этого поражения нельзя сводить, как было принято до сих пор, к измене сторонников Витицы в вестготской армии. В единственном достоверном источнике, Мосарабской хронике, ясно говорится, что в битве погибли также «соперники» Родериха, что вряд ли бы произошло, если бы они перешли на сторону арабов. Впрочем, скорее всего, противники Родериха косвенным образом внесли свой вклад в поражение, так как их враждебное отношение к королю ослабило военную мощь вестготов.

Есть версия, что битва на Гвадалете в реальности, скорее всего, имела место гораздо южнее, поближе к месту высадки, у самого Гибралтара, на берегах Гуадарранке (Guadarranque, Wad al-Rinq, Река Родериха?).

Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено. Они отступили к Мериде, возле которой организовали последний отчаянный очаг сопротивления. После победы Тарик ибн Зияд должен был вернуться домой, но его терзали желания распространить свою религию на страну неверных. И к 714 году мавры установили контроль над большей частью полуострова[19].


Династия королей вестготов

Предшественник:
Витица
король вестготов
709 — 711
(правил лет)

Преемник:
Агила II

В литературе

Примечания

  1. Хроника Альфонсо III, гл. 6 (электронная версия).
  2. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Смерть Витицы
  3. Мосарабская (Мозарабская) хроника 754 г., 68.
  4. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Родерик спешит на защиту своего королевства
  5. Циркин Ю. Б. Испания от античности к средневековью. — С. 315—317.
  6. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 338.
  7. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Осада Сеуты Тариком
  8. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 338.
  9. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Дочь Илиана обесчещена Родериком
  10. Хроника Альфонсо III, гл. 7 (электронная версия).
  11. Циркин Ю. Б. Испания от античности к средневековью. — С. 409—410.
  12. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Посылает Тарифа Абу Зар’а
  13. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Муса посылает Тарика
  14. Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари. История мусульманских династий в Испании. Книга IV, глава 1. Тарик посылает в Африку за подкреплением
  15. Циркин Ю. Б. Испания от античности к средневековью. — С. 411.
  16. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 338—339.
  17. Пророческая хроника. Причина вторжения сарацин в Испанию
  18. Хроника Альфонсо III, гл. 7 (электронная версия).
  19. Клауде Дитрих. История вестготов. — С. 72—73.

Литература

Первичные источники

Исследования

Ссылки