Роговин, Николай Ефимович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Ефимович Роговин
Студент МУЖВЗСтудент МУЖВЗ
Дата рождения 1891(1891)
Место рождения Москва
Дата смерти 1957(1957)
Место смерти Москва

Николай Ефимович Роговин (1891—1957) — русский и советский живописец и график, архитектор, преподаватель, историк архитектуры.

Биография

Родился в семье Ефима Самуиловича Роговина (1860—1913), инженера-технолога[1]. Ефим Самойлович был обеспеченным человеком, в 1905 году он купил имение, площадью 447 десятин земли, в селе Лески Екимовской волости Рязанского уезда. Но на исходе первой русской революции, в 1908 году, усадьбу сожгли крестьяне, и Е. С. Роговин продал большую часть земли Крестьянскому поземельному банку[2].

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества[3] на архитектурном отделении. Даты учебы точно неизвестны, но в 1913/1914 году еще был студентом[4].

Был близок к кругу Михаила Ларионова. Выставил 4 свои работы (Натурщица, Ритм, Натурщица, Портрет) на выставке «Бубновый валет» в декабре 1910 — январе 1911 годов[5]. Участвовал в выставке «Союза молодежи» в 1911 году[6]. В 1912 году выставлялся на организованной Ларионовым и Гончаровой на выставке «Ослиный хвост», на ней у Роговина экспонировалось 12 работ: Религиозная композиция; Изида; Мужики; Чаепитие; Самоубийство; Изида (рисунок); Иллюстрация к Shildburger'ам; Мещанка у фотографа; Шуты; Сатира на картины и истина; Шуты (акварель); Эскизы к народному театру[7]. В 1912 году совместно с Н. Гончаровой, М. Ларионовым и В. Татлиным проиллюстрировал книгу Велимира Хлебникова “Мирсконца”, ему принадлежат в ней 4 иллюстрации. В том же году А. Е. Кручёных привлёк Роговина вместе с Ларионовым, Гончаровой и А. В. Шевченко к работе над серией литографированных открыток[3]. В 1913 году участвовал в третьей "ларионовской" выставке "Мишень" (4 работы, названия в каталоге не приведены)[8].

Был известен как коллекционер старообрядческих лубков. Лубки из его собрания (в том числе "Сцена из Апокалипсиса", "Страшный суд", "Повесть о бесе, оскверненном на блудном месте" и другие) экспонировались на выставках лубков, организованных в 1913 году Н. Д. Виноградовым и М. Ф. Ларионовым[9].

27 марта 1919 года Роговин вместе с В. П. Киселёвым был направлен Наркомпросом на работу в Рязанские государственные свободные художественные мастерские (РГСХМ). Художники приехали в Рязань и 19 апреля присутствовали на коллегии Губпроса. На том же заседании решался вопрос о работе в РГСМХ известного художника-рязанца Ф. А. Малявина, он сказал, что продолжать работу в мастерских он не может из-за мелочных придирок руководства. Молодых москвичей также ждала неудача[10]. На этом заседании коллегии Роговин выдвинул своего рода педагогическое кредо:

Я нахожу необходимым ознакомить учащихся с мировой живописью (с исторической живописью, с лучшими образцами старых мастеров), а не писать с учениками лошадок. Нужно объяснить учащимся откуда они могут почерпать материал для письма. Живопись должна быть органически связана с внутренним миром учащихся, как это мы наблюдаем на детских рисунках. Образование для учащихся не обязательно, нужно культивировать не ум, а дух учащихся[11].

В Рязани московские художники были приняты в штыки, их рассматривали как "присланных футуристов" и не утвердили в должностях. Позже 22 апреля Роговин на очередной коллегии Губпроса утверждал, что "ни к какому направлению... себя не причисляет", а из старых мастеров почитает более всего Леонардо, Полайоло, Домье, Коро и Сезанна[11]. И наконец только 6 мая 1919 года Рязанский Губпрос утвердил Роговина и Киселёва в должностях. Роговин был избран членом Совета мастерских. Но неожиданно 10 июля 1919 года руководители мастерских по живописи Роговин и Киселёв были призваны на военную службу. А художественные мастерские в связи с этим были временно закрыты. Как пишет современный рязанский историк "В конкуренции незаурядного с ординарным рязанские власти (как и во многих других случаях) встали на сторону заурядности"[10].

Неясно какое влияние оказала эта рядовая (но хорошо исследованная) неудача на Роговина, однако в начале 1920-х он писал Михаилу Ларинову:

Сейчас, по-моему, должен возродиться новый реализм — мощный, добрый, веселый, ценный подлинным пониманием цвета, поверхности и всех тех вещей, которые культивировало левое искусство[12].

В советское время, по-видимому, свои работы на выставках не экспонировал. Его область интересов сместилась в сторону архитектуры. В 1920 году, когда появился указ об ускоренных выпусках инженеров, Роговин поступил в Московский политехнический институт и в июне 1921 года окончил его со званием инженера-архитектора[10]. Преподавал в Московском Архитектурном институте[4]. С конца 1930-х работал на кафедре истории и теории архитектуры, а с 1946 на кафедре истории архитектуры и искусства. Читал архитектонический анлиз, вёл семинары по анализу композиции[10].

В конце 1930-х — начале 1940-х годов публикует составленные им альбомы архитектурных увражей; участвует в написании первых томов "Всеобщей истории архитектуры".

Похоронен вместе с отцом и братом на Новодевичьем кладбище (участок 3, ряд 6, могила 1)[1].

Судьба живописного наследия неизвестна, работы по теории архитектуры в большинстве своём остались не опубликованными. Только в 1989 году один из его учеников, В. Тальковский, опубликовал в журнале "Архитектрура и строительство в России" не изданную статью Роговина "Инструменты античных мастеров" (№ 6, с. 20)[10].

Семья

  • Брат-близнец — Виктор Ефимович Роговин (1891—1962), врач-гинеколог[1].
    • Племянник — Александр Викторович Роговин (1921—2005), актёр театра им. К. Станиславского[13], его жена — Нина Константиновна Федина (1922—2018) — дочь Константина Федина.
  • Сестра — Елена Ефимовна в замужестве Митина (1894—1972)[1].

Публикации

  • Роговин Н. Е. Арка Тита. М. 1939.
  • Роговин Н. Е. Храм Весты. М. 1939.
  • Роговин Н. Е. Пантеон. М. 1940.
  • Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах / Подбор табл. и текст архитектора Н. Е. Роговина. - [М.]: Академия архитектуры СССР, [1940]. - 8 с.ил., черт., план., 18 л. ил., черт. и план.; - (Избранные архитектурные увражи. Серия "Греция"; вып. I).
  • Библиография по архитектуре. Сост. Ж. Д. Виноград, Н. Е. Роговин - 1940 - 195 с.
  • Роговин Н. Е. Церковь Вознесения в Коломенском (XVI век) / Сост. Н. Е. Роговин; Под ред. акад. арх. И. В. Рыльского. - Москва : [б. и.], 1942. - 24 с., 20 отд. л. ил., черт. и план. : ил., черт. и план. - (Памятники русской архитектуры; 1).
  • Всеобщая история архитектуры. Том 2. Книга 1. Архитектура Древней Греции. Под общей редакцией В. Л. Блаватского, В. Ф. Маркузона, Б. П. Михайлова, В. Н. Сарабьянова, Е. Г. Чернова. Авторы книги: Н.Е. Роговин, В.Ф. Маркузон, С.И. Сахаров при участии В.Д. Блаватского, С.А. Кауфман, М.М. Кобылиной. Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949. - Академия архитектуры СССР.

Адреса

  • 1912 — Москва, Остоженка, собственный дом[7].
  • 1926 — Москва, Волконский переулок дом 12: Кв. № 2 (член МОНО и МАО)[14]

См. также

Список участников выставок «Бубнового валета» и близких к нему групп

Источники

  • АртРу.инфо - Художники - Роговин Николай Ефимович
  • Энциклопедия русского авангарда
  • Никитин А. О. Судьба утопии: Рязанские государственные свободные художественные мастерские в 1919—1920 гг. // Рязанская старина. 2004—2005 / сост. А. О. Никитин, П. А. Трибунский. Рязань: Край, 2006. Вып. 2-3. С. 136—215.
  • Никитин А. О. Ф. А. Малявин и основание Рязанского художественного училища. // Рязанская старина. — М., 2003. № 1. с. 137-188 [www.p-porfir.ru/doc/rhu.pdf]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Новодевичий Мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища. Автор и составитель С. Е. Кипнис. Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  2. АртРу.инфо - Художники - Роговин Николай Ефимович (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  3. 3,0 3,1 Энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  4. 4,0 4,1 Иванова-Веэн Л. И. К юбилею московской архитектурной школы: 150-летие Училища живописи, ваяния и зодчества. // Архитектура и строительство России, 016 № 3. с. 76-81. (недоступная ссылка)
  5. «Бубновый валет» (1910). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  6. А. Крученых, В. Хлебников. Мирсконца. Художественное оформление - Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Роговин и В. Татлин (его первый опыт в иллюстрации).. Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  7. 7,0 7,1 «Ослиный хвост» (1912). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 27 сентября 2017 года.
  8. «Мишень» (1913). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  9. Женское искусство. Начало ХХ в.. Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Никитин А. О. Судьба утопии: Рязанские государственные свободные художественные мастерские в 1919—1920 гг. // Рязанская старина. 2004—2005 / сост. А. О. Никитин, П. А. Трибунский. Рязань: Край, 2006. Вып. 2-3. С. 136—215.
  11. 11,0 11,1 ГАРО Ф. Р-132 О. 1. Д. 152. 128-128 об. Цит. по: Никитин А. О. Судьба утопии: Рязанские государственные свободные художественные мастерские в 1919—1920 гг. // Рязанская старина. 2004—2005 / сост. А. О. Никитин, П. А. Трибунский. Рязань: Край, 2006. Вып. 2-3. С. 136—215.
  12. Маковец. 1922-1926. Сборник материалов по истории объединения. М. 1994. с. 79.
  13. ru/kino/acter/m/sov/25409/bio/ Александр Роговин // Кино-Театр.ру (недоступная ссылка)
  14. ru/group/50156913885210/topic/212228505114 Жильцы домов в 1926 году. Волконский переулок (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июня 2019. Архивировано 14 июля 2013 года.