Рогатый Змей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Рогатый змей»)

Рогатый Змей (англ. Horned Serpent) — представлен в мифологии многих индейских народов[1] и фактически является северо-американским «драконом»[2]. В различных племенах ассоциируется с силами воды, дождя, молнии или грома. Образ Рогатого змея широко представлен в иконографии Юго-восточного церемониального комплекса доисторического периода Северной Америки[3][4].

Также существа, подобные Рогатому Змею, представлены в мифологии ряда европейских народов и в Месопотамии (см. ниже).

Индейская культура

Маскогские народы

Рогатого змея почитали в различных формах в основном носители маскогских языков — чероки, чокто, чикасо и маскоги.

Восточные и западные чероки почитали Рогатого змея под именем Уктена.

Сиу

В мифологии сиу Ухтехила Ųȟcéǧila — это опасные водные монстры-рептилии, жившие в незапамятные времена и имевшие различные формы. В конце концов их уничтожили Громовые птицы, за исключением небольших видов, таких, как змеи и ящерицы. Вероятно, на возникновение верований в Рогатого змея повлияло нахождение на их территории ископаемых остатков динозавров, а на образ Громовой птицы повлияло нахождение скелетов птерозавра[5].

Аванью в мифологии народа тева

Изображение Аванью на скале в Циреге.
Чаша из Санта-Клара-Пуэбло с изображением Аванью

В мифологии племени тева Аванью (Awanyu, Avanyu) был божеством — хозяином воды. Изображаемый в виде змея с рогами или перьями, с зигзагообразным телом, напоминающим волны, Аванью изображён на стенах пещер, расположенных высоко над реками каньонов в Нью-Мексико и Аризоне. Аванью может был связан с культом Пернатого змея народов Мексики — Кецалькоатля. В некоторых племенах Аванью считался компаньоном Кокопелли. Часто изображение Аванью встречается на индейской керамике юго-запада США.

Другие известные имена

Подобные существа в иных мифологиях

Европейская иконография

Котёл из Гундеструпа: божество с оленьими рогами, обычно отождествляемое с Цернунном, держит змею с бараньими рогами и шейную гривну. Ещё одна гривна у него на шее.

Змей с бараньими рогами был широко распространён в культовой иконографии народов северо-запада Европы в доримский и римский период. Этот образ представлен три раза на котле из Гундеструпа. В римско-кельтской Галлии этого змея обычно изображали в компании с рогатым богом Цернунном. Изображение этой же пары, датируемое 4 в. н. э., обнаружено в Северной Италии среди петроглифов долины Валькамоника[6].

Бронзовое изображение из Этан-сюр-Арру (en:Étang-sur-Arroux) и каменная скульптура, найденная в Соммерекуре (en:Sommerécourt) изображают Цернунна окружённым двумя рогатыми змеями, принимающими пищу из чаши с фруктами и зёрнами на коленях бога. В Соммерекуре также обнаружена статуя богини, держащей рог изобилия и гранат, с рогатой змеёй, принимающей пищу из чаши. В Изёр-сюр-Крёз (en:Yzeures-sur-Creuse) обнаружено резное изображение юноши, вокруг ног которого обвивается рогатая змея, прижимая голову к его животу. В Сайренстере (en:Cirencester), графство Глостер, найдено изображение Цернунна со змеями вместо ног. По мнению историка Миранды Грин, наличие змей отражает мирную натуру бога, символизирующего плодородие и природу[6].

Среди других богов, которых изображают в компании рогатых змей, представлены Кельтский Марс (скорее бог медицины, чем войны), Кельтский Меркурий и Кельтский бог-солнце[6].

Месопотамия

В месопотамской мифологии Нингишцида (en:Ningishzida), возможно, прототип библейского Змея-Искусителя, иногда изображается как змей с рогами. Иногда его также изображали в образе человека, однако окружённого bashmu, рогатыми змеями. Нингишцида носит эпитет Ushumgal, «великий змей», и этот же эпитет носят некоторые другие месопотамские боги[7].

Прочие

Примечания

  1. Horned serpent, feathered serpent. Дата обращения: 28 августа 2009. Архивировано 6 апреля 2006 года.
  2. «Рогатые змеи. Эти драконы могуть быть найдены по всей Северной Америки» — См. книгу Драконознание
  3. Townsend, Richard F. Hero, Hawk, and Open Hand (неопр.). — Yale University Press, 2004. — ISBN 0300106017.
  4. Ancient Objects and Sacred Realms (неопр.) / F. Kent Reilly and James Garber. — University of Texas Press, 2004. — С. 29—34. — ISBN 9780292713475.
  5. National Geographic, Декабрь 2005, страницы 74-75
  6. 6,0 6,1 6,2 Green, Miranda. Animals in Celtic Life and Myth (неопр.). — С. 227—228.
  7. Y de la Torre, Walter R. W. M. (2000) Eden’s Serpent and its Pre-Biblical Mesopotamian Prototypes Архивная копия от 18 апреля 2009 на Wayback Machine. Retrieved 2008-11-25.

Литература

Ссылки