Ричинский союз

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Ричинский союз сельских общин
агул. Кӏерен-дере
Столица Рича
Язык(и) Агульский язык, Лезгинский язык
Религия Ислам (Суннизм)
Население агулы, лезгины
Форма правления Горская демократия

Ричинский союз сельских общин, Ричинское вольное общество (араб. Вилайат Баб-аль-Къист ал-Риджа) — теократическое государственное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана. Входил в систему трех агульских союзов сельских общин[источник не указан 3549 дней]. Столицей союза был аул Рича.

География

Ричинский союз сельских общин располагался в долинах ущелий Агъул-дере и Кӏерен-дере, на территории современного Агульского района и Курахского района Дагестана.

История

Ричинскому союзу наряду с Кошанским приходилось часто отстаивать независимость от казикумухских правителей.

Население

Население Ричинского союза сельских общин было моноконфессиональным, состояло из агульских сел и одного лезгинского. Его населяли агулы и лезгины, исповедующие ислам суннитского толка. Основное агульское население разговаривало на ричинском диалекте (кӏеренский диалект)[источник не указан 3549 дней].

Общественно-политическое устройство

В состав союза входило два общества. Власть осуществлялась советом старейшин. Ричинский союза состоял из следующих обществ :

— общество Ричинское состоящее из сел Рича,Бедюк, Хвередж ;

— общество Усугское состоящее из сел Усуг, Укуз, Курдал, Гельхен;

В каждом сельском обществе в союзе избирался один старшина, который руководил в селе. Это было продиктовано малочисленностью хозяйств в агульских селениях. А старшина центрального села Рича считались главными. Так, например, ричинскому старшине подчинялись старшины селений Бедюк, Хвередж, а усугскому — села Укуз, Гельхен, Курдал. Надо отметить, что во всем Вольном обществе, ричинский старшина пользовался авторитетом и большой властью. Жители селений данного союза для разбора спорных вопросов обращались к нему. В главном селении каждый старшина имел своё сиденье, изготовленное из камня в виде «трона». По свидетельству Н. И. Кузнецова, побывавшего в Агуле в 1912 г., старшины аулов являлись своего рода князьями среди одноаульцев и пользовались огромным почетом, уважением и властью.

Примечания

Ссылки