Ритц, Рафаэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рафаэль Ритц
нем. Raphael Ritz
Имя при рождении Maria Joseph Franz Anton Raphael Ritz
Место рождения Бриг, кантон Вале, Швейцария
Место смерти Сьон, кантон Вале, Швейцария
Гражданство  Швейцария
Жанр жанровая живопись, пастораль, пейзаж
Учёба Дюссельдорфская академия художеств

Рафаэль Ритц (нем. Raphael Ritz, фр. Raphaël Ritz; 17 января 1829, Бриг11 апреля 1894, Сьон) — швейцарский художник, живописец. Отец физика и математика Вальтера Ритца.

Биография

Семья и происхождение

Рафаэль Ритц родился вторым ребёнком из четырёх детей в семье художника Лоренца Джастина Ритца и его супруги Клары Жозефины, урождённой Кайзер.

Отец Рафаэля родился в городе Нидервальд, расположенном в кантоне Вале, и был выходцем из семейства получившем известность на юго-западе Швейцарии как «семья художников Ритц из Силкенгена»[1]. Эта семья прославилась тем, что на протяжении многих поколений её семейным ремеслом было оформление внутреннего убранства церквей, возводимых в регионе. Лоренц Жюстин был девятым из десяти детей в семье. Два его брата тоже были художниками: Франц Ритц — художник и позолотчик, и Антон Ритц — художник и скульптор. Лоренц Жюстин получил художественное образование сначала в художественной школе в Женеве, а затем в Мюнхенской академии и Академии Святой Анны в Вене. Лоренц Жюстин Ритц считается классическим художником назарейской школы. После возвращения в Швейцарию он стал весьма успешным религиозным художником и художником-портретистом XIX века в Вале, оставив после себя более 650 портретов.[2]

Мать Рафаэля Клара Жозефина также была из художественной семьи, её братья художник Генрих Кайзер и скульптор Франц Кайзер.[3]

В 1839 году семья переехала из Брига в Сьон, где отец Рафаэля преподавал в своей частной художественной школе. В 1842 году мать Рафаэля умерла, отец через пару лет женился на другой женщине. Старший брат Рафаэля — Вильгельм, также стал художником.

Ранние годы

Первым учителем Рафаэля был его отец, затем он обучался в городе Штанс у своего дяди Генриха Кайзера. Родственники юного Рафаэля стремились приобщить его, прежде всего, к портретной живописи, но тот, вопреки их стараниям, проявлял наибольшую тягу к пейзажной живописи. Отец и дядя скептически оценивали перспективы Рафаэля, считая пейзажную живопись невостребованной. Родные не без оснований предполагали, что Рафаэль найдёт своё призвание в науке, поскольку юноша демонстрировал увлечённость и успехи в изучении естественных наук. В становлении Рафаэля, как художника важную роль сыграло судьбоносное знакомство с весомым художником из Штанса Паулем фон Дешванденом. Дешванден, преподававший Рафаэлю, не только помог ему выбрать жанровую живопись в качестве основного направления в творчестве, но и рекомендовал поступление в Дюссельдорфскую академию.

Дюссельдорфский период

С 1853 по 1856 год Рафаэль обучался в Дюссельдорфской академии, где он был усерден в написании пейзажей и жанровых сцен. Наставниками Рафаэля Ритца были Карл Фердинанд Зон, Вильгельм Шадов, Теодор Хильдебрандт и в особенности Генрих Мюке. Позже в 1856—1860 годах он оттачивал своё мастерство в дюссельдорфской мастерской жанрового художника Рудольфа Йордана, который помог в становлении многим выпускникам академии работавшим в жанровой живописи.

В этот период Рафаэль Ритц совершает частые поездки в Вале, где пишет пейзажи с натуры и жанровые сцены. В письме к своему отцу, датированным 1857 годом, Рафаэль делится с отцом — «Было бы прегрешением с моей стороны, если бы мой дом не стал предметом моего повествования. Только Альпам и людям, живущим в Альпах, принадлежит моя кисть». В последующем письме датированным тем же годом Рафаэль сообщает, что окончательно определился с тематическим уклоном и определяет его как «швейцарский идиллический пейзаж».[4]

В 1860 году Рафаэль Ритц обзавёлся своей собственной мастерской в Дюссельдорфе. К нему приходит определённый успех, так в 1862 году картина «Маленькая Кавалерия» была приобретена для интерьеров прусского короля[5].

Возвращение в Вале

Ботаник, 1883

В 1863 году Рафаэль Ритц вынужден на длительный срок вернуться в Вале, чтобы помочь, постаревшему и заболевшему отцу с заказом на алтарные изображения. Последующие несколько лет Рафаэль живёт на два дома, а в дальнейшем окончательно возвращается в Вале.

В 1875 году Рафаэль женился на Каролине Нёрдлингер, она была дочерью немецкого инженера из Тюбингена. В этом браке родились пятеро детей[3]. Сын Рафаэля — Вальтер Ритц, известен как видный швейцарский физик-теоретик и математик[1][6][7].

По возвращении в Вале, Рафаэль успешно занимается не только живописью, но и становится значимой персоной в общественно-культурной жизни региона. Он участвует в создании кантонального музея и участвует в работе по сохранению и реставрации культурных памятников в кантоне Вале и регионе Романдия. В эти годы он опубликовал несколько исследовательских работ в области ботаники, геологии, минералогии, краеведения и фольклора, посвящённые родному краю.

Творчество

Инженеры в горах, 1881

Дюссельдорфский период Ритца менее известен и плодотворный, чем период жизни в Вале. Из-за своей приверженности к региону Ритц получил среди современников прозвище «Альпийский Рафаэль» (нем. Alpen-Raphael)[7].

Картины Ритца посвящены повседневной жизни в Альпах, в частности религиозности местных жителей. Одна из наиболее известных картин Ритца на религиозную тему «Паломничество в Лонгборнь» находится в Музее искусств Сьона[8], картина посвящена Скиту Лонгборнь[фр.] исторической достопримечательности кантона Вале. На переднем плане изображена пожилая женщина в чёрных одеждах, склонившая голову с печальным видом. На другой картине Ритца из Музея искусств Сьона «Накануне праздника» (другое название «Два возраста» нем. «Die zwei Lebensalter»), также изображена пожилая женщина в чёрных одеждах, но на этот раз она встретилась взглядами с девочкой несущей на голове переполненную корзину с рододендрами как символом полноты жизни[4]. В противовес у пожилой женщины своя ноша — пучок хвороста, малая необходимость, а не излишество. Пожилая женщина присела с краю, уступая дорогу детям несущим срубленные молодые еловые деревья для украшения перед праздником.[4]

Изображать детально проработанный персонаж в разных ситуациях стало определённой чертой в творчестве Ритца. Помимо, пожилой женщины в чёрных одеждах, другим таким персонажем стал приезжий ботаник, попадающий в курьёзные ситуации на трёх картинах художника[4]. Ещё одна характерная черта в творчестве Рафаэля Рица картины с туристами и учёными, в частности на картине «Инженеры в горах», принадлежащей Альпийскому музею изображены инженеры с теодолитом. Инженеры с геодезическим инструментом также изображены на одной из двух картин выполненных Ритцем для зала заседаний городской управы Сьона в 1888 году, и иллюстрирующих инженерные работы по изменению русла Роны[фр.], проведённые в Вале в 1860-е годы. На картине «Минералог» изображен немецкий геолог и менералог Герхард фон Рат, во время его пребывания в Вале[9].

Примечания

Литература

Der Genremaler Raphael Ritz: Ein Rückblick anlässlich des hundertsten Todestag — Ruppen, Walter  (нем.)

Ссылки