Рис, Тереза Фёдоровна
Тереза Фёдоровна Рис | |
---|---|
Тереза Фёдоровна Рис (нем. Teresa Feoderovna Ries) (1874―1950)[1]. Австрийская художница и скульптор российско-еврейского происхождения.
Жизнь и творчество
Тереза Рис родилась в России в еврейской семье. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Была исключена оттуда за проявление неуважения к профессору[2][3]. Переехала в Вену в возрасте 21 года, тогда же в Венском доме искусств была показана её работа под названием Ведьма ― скульптура обнаженной женщины, обрезающей свои ногти[4]. Она привлекла внимание кайзера Франца Иосифа I и вскоре стала известной во всей столице[4]. На той же выставке присутствовал Густав Климт, активный член Венского сецессиона, который затем пригласил её на выставку вместе с ними. Сама Рис пыталась уговорить Эдмунда фон Хельмера стать её наставником; сначала он отказался, сказав, что «учить женщин бессмысленно, ибо в конце концов они выходят замуж». Однако затем он согласился помочь ей выставить свою работу и получить комиссионные[1].
В 1900 году работы Рис были выставлены на Всемирной выставке в Париже, а в 1911 году ― в Турине, причём приглашали её как и представители России, так и Австрии. Вместе с Бертой фон Тарночи, Евгенией Брайтхут-Мунк, Марианной фон Эшенбург, Мари Эгнер, Зузаной Гранич, Мари Мюллер и Ольгой Визингер-Флориан Рис входила в группу Восьми венских художниц.
Тереза Рис работала с камнем, мрамором, гипсом и бронзой[5]. Среди прочих её работ самым известным является бюст Марка Твена, который она выполнила во время пребывания писателя в Вене[6][7][8].
По словам искусствоведа Карла Крауса, «её выставки получили очень широкую огласку». Рис была автором мемуаров, опубликованных под названием «Язык камня» в 1928 году[9]. В 1938 году она была выселена из своей галереи и студии по указу нацистских властей. Она продолжала работать в Вене до 1942 года, а затем переехала в город Лугано, Швейцария[5].
Личная жизнь
Тереза Рис вышла замуж, потеряла ребёнка и развелась ещё в юношеском возрасте в Москве[2].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Ben-Eli, Birgit Austria: Jewish Women Artists . Jewish Women: A Comprehensive Historical Encyclopedia. Jewish Women's Archive (1 марта 2009). Дата обращения: 26 июня 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Johnson, 2012, p. 205.
- ↑ The Forgotten Women Artists of Vienna 1900 (24 июня 2012). Дата обращения: 27 марта 2017. Архивировано 19 августа 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Johnson, 2012, p. 209.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Johnson, 2012, p. 203.
- ↑ Johnson, 2012, pp. 218–219.
- ↑ Literary Pickups (неопр.) // Book Notes: A Monthly Literary Magazine and Review of New Books. — 1898. — Ноябрь (т. 1).
- ↑ Ivry, Benjamin Turn-of-Century Vienna Artists Deserve Second Look . The Forward (12 января 2013). Дата обращения: 26 июня 2016. Архивировано 12 августа 2016 года.
- ↑ Johnson, 2012, p. 2.
Литература
- Julie M. Johnson. The Memory Factory: The Forgotten Women Artists of Vienna 1900. — Purdue University Press, 2012. — ISBN 978-1-55753-613-6.