Римский мост (Кёльн)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Римский мост
(Константинов мост)
Изображение Стефана Брёльманса, 1608 год.Изображение Стефана Брёльманса,
1608 год.
Официальное название Römerbrücke (Konstantinbrücke)
Область применения колёсный транспорт, пешеходный
Пересекает Рейн
Место расположения Кёльн
Конструкция
Материал дерево, камень
Число пролётов 20
Общая длина 420 м
Ширина моста 10 м
Эксплуатация
Открытие 310 год
Закрытие около 910 года (разрушен)
50°56′15″ с. ш. 6°57′56″ в. д.HGЯO

Римский мост (нем. Römerbrücke) древнеримский мост в древнем римском Кёльне (лат. Colonia Claudia Ara Agrippinensium, коротко — CCAA, по-немецки — Claudische Kolonie und Opferstätte der Agrippinenser) — первый капитальный мост через Рейн. Мост построен по приказу императора Константина Великого для возможности быстрого перехода через реку XXII Первородного легиона. Отсюда второе название моста — Константинов. В нескольких десятках метров выше по течению в настоящее время эксплуатируется кёльнский мост Дойц.

Основание

Согласно великолепной речи некоего ритора Евмения (Eumenius), произнесенной им в честь императора Константина в Трире следует, что строительные работы по сооружению моста через Рейн начались в 310 году[1]:

(Франки) и до сего времени не всегда решались пересекать бурный поток, а теперь, со строительством моста, их (коварные) планы тем более иссякнут.

Год основания моста был подтверждён дендрохронологическими исследованиями годичных колец сохранившихся тяжёлых дубовых мостовых балок, ныне экспонирующихся в кёльнском Римско-Германском музее[2]. Для строительства моста использовалась также буковая и пихтовая древесина.

Константинов мост связал центр левобережного римского Кёльна с правобережным каструмом Дивития (Kastell Deutz) нынешнего Дойца. Он стал первым капитальным мостом через Рейн, «преизобилующим своей неукротимой мощью и наводящим ужас течением»[3].

Конструкция

Для моста были подняты 19 капитальных каменных опор из белого камня, способных долгое время выдерживать мощное течение Рейна и удары льдин при ледоходах. Между ними перекинули несущие деревянные балки. 15 опор подтверждены археологическим находками. Всего насчитывалось 42 деревянных клети, сформировавших мост, длиной 420 метров и шириной 10 метров. В центральной части мост мог открываться для судоходства. Первоначально такая необходимость возникала трижды, а в последующем до 30 раз ежедневно. Предполагаемую реконструкцию моста и археологические находки, связанные с ним, можно увидеть в кёльнском Римско-Германском музее.

Надобность

Римский мост протягивался примерно от нынешнего Солевого переулка (Salzgasse) в центре Кёльна до современной высотки Ланксес (Lanxess Tower) в Дойце.

Примечания

  1. Überliefert in den Panegyrici Latini VI aus dem Jahre 310 n. Chr. ( (нем.))
    Пересказ панегирика «Latini VI», произнесённого в 310 году (вероятнее всего, в Трире).
  2. Hans Carl, Kunstchronik, Band 21, 1968, S. 180. ( (нем.))
    Ганс Карл: «Хроника искусств», том 21, 1968, стр. 180.
  3. Wolfgang Binsfeld, Aus dem römischen Köln: Historische Skizzen, 1966, S. 23. ( (нем.))
    Вольфганг Бинсфельд: «Из времён римского Кёльна: исторические эскизы», 1966, стр. 23.