Перейти к содержанию

Рефиш, Ханс Йозе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ханс Йозе Рефиш

Ханс Йозе Рефиш (нем. Hans José Rehfisch) (10 апреля 1891 года, Берлин — 9 июня 1960 года, Шульс, ныне Шкуоль, Швейцария) — немецкий драматург, писатель и театральный режиссёр. Псеводнимы: Георг Тернер, Рене Кестнер, Сидней Филлипс, Х. Г. Теннисон Холмс .[1]

Биография

Университет Вюрцбурга

Родился 10 апреля 1891 года в Берлине в семье врача Ойгена Рефиша.

Ханс Хосе Рефиш изучал экономику, философию, право и политологию в Берлине, Гренобле и Вюрцбурге. В 1916 году он окончил университет Вюрцбурга (Тема дипломной работы — «Правовой природе экспроприации» (нем. Die rechtliche Natur der Enteignung)). Затем Рефиш работал судебным заседателем в прокуратуре и в уголовной палате II Окружного суда Берлина. Позже работал юристом и юрисконсультом в одной кинокомпании.

В 1913 году появилась его первая пьеса — трагедия «Золотые руки».

Ханс служил в армии в годы Первой мировой войны (1914—1918).

После окончания Первой мировой войны Рефиш опубликовал другие трагедии. В 1922 году он написал свою первую комедию «Воспитание Колибри».

Рефиш оставил юридическую практику и с тех пор полностью посвятил себя театру. В Веймарской республике он был одним из самых популярных драматургов. Его актуальные социально-критические сатиры и исторические драмы ценились за острые диалоги. В 1924 году его трагическая комедия «Кто плачет по Юкенаку?» была встречена во всей Европе с восторгом. Марлен Дитрих сделала себе имя как молодая актриса в Берлине, сыграв в 1926 году роль Лу в социальной сатире Рефиша «Дуэль в Лидо».

Дело Дрейфуса во Франции. 1894 г.

Большой успех Рефишу принесла пьеса «Дело Дрейфуса» (нем. Die Affäre Dreyfus), написанная в 1929 году совместно с Вильгельмом Херцогом. В «Деле Дрейфуса» на историческом материале изобличались милитаризм и антисемитизм. Премьера спектакля состоялась в 1929 году в театре «Фольксбюне» в Берлине (под псевдонимом Рене Кестнер) и в 1931 году спектакль показали в Париже. Но после первого спектакля праворадикальная организация «Action Francaise» устроила беспорядки, так что постановка была снята. Он также написал книгу с Херцогом «Дело Дрейфуса».

В 1922-1923 годах Рефиш и Эрвин Пискатор руководили Центральным театром на Альте-Якобштрассе (Берлин-Кройцберг). В 1931-1933 годах он был президентом Ассоциации немецких сценаристов и композиторов. Эти обязанности он будет выполнять снова в 1951-1954 годах (вместе с Эдуардом Кюннеке).

Уже в 1932 году его имя появилось в «Völkischer Beobachter» в списке «нежелательных» писателей. Из-за своих литературных работ и еврейского происхождения он был заключен в тюрьму в 1933 году после прихода национал-социалистов к власти в Германии. В марте 1933 года был арестован нацистами в Дрездене после премьеры пьесы «Предательство гауптмана Гризеля», предупреждающего об опасностях национал-социализма.

Затем Ханс Йозе Рефиш бежал из нацистской Германии. Сначала он эмигрировал в Вену, где был художественным руководителем вместе с берлинским театральным предпринимателем Куртом Гельдвертом (псевдоним: Конрад Двертон) в театре на Йоханнесгассе. Однако из-за нехватки капитала компания была закрыта после нескольких постановок. При поддержке издателя Георга Мартона (1899—1979) Рефиш нашёл доступ к венскому театральному делу, и несколько его пьес были поставлены на венских сценах. Пьеса «Вода для канитоги» (1936), поставленная совместно с братьями Эгоном (1910—1994) и Отто Эйс (1903—1952), была показана в 56 городах Европы и Южной Америки. Рефиш выбрал для многих своих произведений творческие псевдонимы. Тем не менее венские театральные критики и австрийская культурная бюрократия знали настоящее имя автора. Поскольку венские постановки Рефиша считались безобидными развлекательными произведениями, а также были кассовыми хитами, австрийский фашизм его не беспокоил.

В 1936 году Рефиш уехал в Лондон. Там он устроился слесарем, затем на BBC и в Office of Strategic Services США (офисе Стратегических служб США).

В 1939 году он был лишён германского гражданства (Третьего рейха). Вместе с философом Германом Фридманом, публицистом Хансом Йегером (1899—1975) и бывшим художественным руководителем дрезденского театра Карлом Вольфом (1876—1952) он основал в Лондоне «Клуб 1943»— культурную ассоциацию немецкоязычных эмигрантов.

В 1944 году Рефиш опубликовал антологию «Тирания» («In Tyrannos»), в которой были представлены немецкие движения за свободу и сопротивление четырёх столетий, а также демократические традиции Германии.

После Второй мировой войны в 1947-1949 годах он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке .

В 1950 году Рефиш вернулся в Германию и жил в Мюнхене, Гамбурге и Берлине.[2]

В 1951 году Рефиш написал немецкую версию сценария к фильму «Синяя борода». Это был фильм совместного франко-немецкого производства, в немецкой версии главную роль исполнил Ханс Альберс. В начале февраля 1951 года гамбургский театр «Deutsches Schauspielhaus» поставил новую версию комедии Рефиша «Кто плачет по Юкенаку?» и в том же году спектакль по его историческому роману «Парижские ведьмы, колдовское безумие и интриги при дворе Людовика XIV». Это был большой успех старого романа Рефиша. До 1969 года два издания «Die Hexen von Paris» (Парижские ведьмы) были опубликованы издательством Cotta-Verlag в Штутгарте и семь — Rütten & Loening в 1952 году на датском и голландском языках, в 1954 году на шведском языке, в 1963 году на нидерландском языке. В 1970 году роман был опубликован в переводе на словенский язык.[3]

Городской театр Гамбурга

Произведения Рефиша ставились на сценах в обоих немецких государствах до конца 1950-х годов. Его величайшим послевоенным успехом стала в 1955-1956 годы трагедия «Полковник Шабер» по рассказу французского писателя Оноре де Бальзака (1799—1850) периода постнаполеоновской реставрации. Это история о том, как наполеоновский полковник Шабер, чудом выживший на войне, после долгого отсутствия возвращается во Францию, где он уже объявлен мёртвым.

Рефиш также писал сценарии радиоспектаклей. Какое-то время он был председателем Общества по использованию авторских прав на литературу (Gesellschaft zur Verwertung literarischer Urheberrechte), созданного в 1955 году, предшественника Verwertungsgesellschaft Wort .

В 1931—1933 и в 1951—1956 годах возглавлял Союз немецких драматургов и композиторов. С 1957 года часто бывал в ГДР.

Ханс Йозе Рефиш умер 9 июня 1960 года во время пребывания в санатории в Швейцарии. Он похоронен на кладбище общин Дорофеенштедтише и Фридрихсвердер в Берлине.

Первой женой Рефиша была Лилли Штадхаген (1917-1938), психоаналитик. У них было двое детей, поэт Беата Дункан и Том Рефиш. После развода он женился в 1942 году на Антонии Вальд, с которой прожил до конца своей жизни.

Произведения

Драмы

  • Золотые руки — трагедия (1913)
  • Рай — трагедия (1919)
  • Шофер Мартин — трагедия в 5 действиях (1920)
  • Девкалион — мифическая драма (1921)
  • Воспитание через «Колибри» — комедия в 3-х действиях (1922)
  • Кто плачет от зуда? — трагическая комедия в 3-х действиях (1924)
  • Никель и тридцать шесть праведников — комедия в 3-х действиях (1925)
  • Дуэль на Лидо — комедия в 3-х действиях (1926)
  • Об этом можно и говорить — берлинские иллюстрированные листы в 3-х действиях (1926)
  • Разция — берлинская трагическая комедия в 9 картинах (1927)
  • Гинеколог — спектакль в 3-х действиях (1928)
  • Пьетро Аретино — пьеса в 3-х действиях (1929)
  • Дело Дрейфуса — пьеса в 5 действиях (1929) (совместно с Вильгельмом Херцогом)
  • Брест-Литовск — драма европейского мира (1930)
  • Измена капитана Гризеля — пьеса в 3 актах (1932)
  • Доктор Земмельвейс — пьеса (1934)
  • Джентльмены — драма (1935)
  • Нелепый сэр Энтони — драма (1935)
  • Вода для канитоги — спектакль в 3-х действиях (1936)
  • Первая любовь — комедия (1937)
  • Битва за лист — драма (1937)
  • Мальчики из колледжа — драма (1937)
  • Железный путь — драма (1938)
  • Невесты на море — драма (1943)
  • Колодец обещаний — драма (1945)
  • Руки прочь от Елены! — драма (1951)
  • Железный путь — пьеса (1952)
  • Из обратного пути — драма (1952)
  • Вечная женственность — пьеса (1953)
  • Кассовый доктор — драма (1954)
  • Полковник Шабер — пьеса в 3-х действиях (1955)
  • Уголовное дело доктора Хельбига (1955)
  • Beyond Fear — пьеса в 3-х действиях (1958)
  • Бумеранг — пьеса (1960)
  • Измена в Риме — пьеса в 3-х действиях (1960)

Книги

  • In Tyrannos — Четыре века борьбы с тиранией в Германии. Симпозиум. (Под ред. Ханса Рефиша, 1944 г.)
  • Парижские ведьмы — роман (1957)
  • Свадьба Лисистраты — роман (1959)

Примечания

  1. [ https://persons-info.com/persons/REFISH_KHans_Ioze Рефиш, Ханс Йозе]
  2. Немецкий драматург Ханс Рефиш. Дата обращения: 24 сентября 2020. Архивировано 17 мая 2021 года.
  3. DNB Архивная копия от 6 марта 2019 на Wayback Machine, Deutsche Nationalbibliographie

Ссылки