Ретель, Альфред

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альфред Ретель
Альфред Ретель, автопортрет. Датирован 1839. Оригинал находится в городском музее города Ахен.

Альфред Ретель — (нем. Alfred Rethel; 15 мая 1816, Ахен — 1 декабря 1859, Дюссельдорф, Рейнская провинция) — немецкий исторический живописец и график, один из наиболее одаренных немецких живописцев своего времени, критик назарейской традиции живописи.

Представитель дюссельдорфской школы. Учился в Дюссельдорфской академии художеств (1829‒36) у В. фон Шадова и во Франкфурте-на-Майне (1836‒47) у Ф. Фейта.

Искусство Ретеля, романтическое по своему характеру, идеализирует немецкое Средневековье.

В 1829 г. переселился в Дюссельдорф, где своими композициями обратил на себя внимание своих учителей. В 1833 г. создал первую самостоятельную картину. В 1836 г. переехал во Франкфурт-на-Майне, примкнул к Ф. Фейту, и стал работать в предоставленной ему в штеделевском институте мастерской.

В цикле гравюр «Ещё одна пляска смерти» отражены события Революции 1848 года.

Центральнаое произведение Ретеля — цикл фресок на сюжеты из жизни Карла Великого, украшающих коронационный зал ратуши Ахена, созданный в 1847 - 1861 годах. В Ахене — древнем городе, одном из важнейших центров культуры европейского Средневековья, как известно, располагалась резиденция Карла Великого и столица Франкского королевства. Впоследствии здесь на протяжении нескольких столетий проходили коронации императоров и королей Священной Римской империи.[1]

Предположительно 17 октября 1851 года Ретель вступает в брак с девушкой по имени Мария Граль (нем. Marie Grahl).

"Но как бы судьба ни хотела подарить ему <Ретелю>, принадлежащему своему народу и человечеству, обыкновенное человеческое счастье, молодая жена спустя несколько дней после свадьбы заболевает и попадает в больницу. Несколько месяцев она, страдая от тифа, парила между смертью и жизнью. Зарождающемуся счастью молодоженов пришел конец. Любой, кто не лишен способности чувствовать и сопереживать, может представить себе, что пришлось пережить молодому художнику в эти месяцы. Какое роковое влияние оказали на его больной разум долгие месяцы трепета между страхом и надеждой, очень даже понятно. Наконец здоровая природа молодой женщины победила болезнь, и весной 1852 года она встала с постели."[2]

Время, которое Ретель провел в молитвах за жизнь и здоровье жены не прошло для него бесследно, признаки душевной болезни стали проявляться все четче. Осенью 1852 г. Ретель снова отправился в Италию, чтобы как следует отдохнуть и полечить нервы. После возвращения на родину болезнь усилилась, и постоянная забота и присмотр оказались жизненно необходимыми.

1 декабря 1859 года сердце художника остановилось навсегда.

Картины

  • «Примирение Отто великого со своим братом Генрихом в 941 году» (1840, Франкфурт-на-Майне, Исторический музей)
  • «Даниил в львиной пещере» (1838),
  • «Тело Густава-Адольфа на поле битвы при Лютцене»,
  • «Немезида, преследующая убийцу»,
  • «Моисей, разбивающий скрижали»,
  • «Молитва крестоносцев»,
  • «Император Рудольф и епископ Вернер»,
  • «Три германских императора» (во Франкфурте-на-Майне).

Фрески

  • «Оттон III поклоняется гробнице Карла Великого»,
  • «Разрушение статуи Арминия»,
  • «Победа при Кордове»
  • «Взятие Павии»
Немезида, 1837

Начатые им фрески были дописаны, по его эскизам, Кереном. Вторая значительная работа Ретеля — серия акварелей на тему: «Переход Ганнибала через Альпы».

Тема смерти в работах Альфреда Ретеля

Одним из важнейших и наиболее знаковых произведений Ретеля считается его серия гравюр “Еще одна пляска смерти” (нем. “Auch ein Totentanz”), состоящая из шести листов, сопровождаемых стихами близкого друга художника, Роберта Райника.

Смерть в этой серии работ предстает как жестокий судья, смеющийся над испуганными и жалкими людьми. Смерть усмехается, преследуя своих жертв, а люди разбегаются в испуге, хватаясь за любой шанс выжить, избежать неизбежного. Идея неотвратимости смерти и конечности бытия пронизывает все шесть гравюр серии.

Если мы сравним гравюры Альфреда Ретеля с работами его современников, то заметим, что Ретель склонен стилизовать свои гравюры под Средневековые миниатюры. Можно подумать, что его серия “Еще одна пляска смерти” — работа средневекового мастера, транслирующая знаменитый девиз “Memento mori”.

Роберт Райник, друг Ретеля, специально для этого цикла создал стихотворения, дополняющие изображения. Со стихотворениями в оригиналы вы можете ознакомиться в таблице ниже.

Стихотворения Р. Райника к серии гравюр А. Ретеля "Еще одна пляска смерти":
Blatt 1

"Freiheit, Gleichheit und Brudersinn! "Du alte Zeit, fahr' hin! fahr hin!" Solch Schrei durchzieht der Völker Rund', da tut sich auf der Erde Grund; Es steigt herauf ein Sensenmann, Der merkt: ein Erntetag bricht an. Und wie er steigt an's Licht hervor, Drängt sich um ihn ein Weiber-Chor, Sein Rüstzeug bringen sie heran, Daß er sein Werk beginnen kann. Gerechtigkeit gebunden ist, ─ Das Schwert stahl ihr die schlaue List, Die Lüge nahm die Wag ihr fort,

Sie bieten's dem Gesellen dort. Den Hut reicht ihm die Eitelkeit,

Die Tollheit hält ihr Roß bereit, Die Blutgier bringt die Sense her,

Das ist des Schnitters beste Wehr! Ihr Menschen, ja! nun kommt der Mann, Der frei und gleich Euch machen kann.

Blatt 2

Der Morgen schaut vom Himmelszelt So klar wie sonst auf Stadt und Feld. Da trabt mit wilder Hast heran Der Freund des Volks, der Sensemann. Zur Stadt lenkt seinen Gaul er hin, Schon ahnt er reiche Beute drin. Die Hahnenfeder auf dem Hut Glüht in der Sonne rot wie Blut, Die Sense blitzt wie Wetterschein, Es stöhnt der Gaul, die Raben schrei'n!

Blatt 3

Er ist am Ziel. ─ Sieh, gleich am Tor Die Schenk' und mancher Gast davor; Beim Branntwein, frecher Lieder Klang, Und wüst Gelächter, Spiel und Zank! Er tritt heran mit schlauem Blick Und ruft: "Auf's Wohl der Republik! "Was gilt noch eine Krone viel? "Nicht mehr als wie ein Pfeifenstiel. "Zum Spaß will ich's beweisen Euch, "Gebt Acht!" - - Er holt die Wage gleich! Hält sie am Zünglein, statt am Ring, Sie merken's nicht, sie freut das Ding, Sie schrei'n: "Das ist der rechte Mann! "Dem folgen wir, der führ' uns an!" Du blindes Weib, was schleichst du fort? Siehst mehr du, als die Andern dort?

Blatt 4

"Freiheit, Gleichheit und Brudersinn!" Der Schrei wälzt durch die Stadt sich hin. Zum Rathaus!" ─ horch! der Steinwurf saust. "Hoch Republik!" ─ Die Flamme braust. "Zum Markt! zum Markt! Da steht er schon "Der Held der Revolution. "Hört ihn! ─ Stumm Alles wie ein Grab, Er aber reicht sein Schwert herab Und hält es allem Volk bereit Die List nahm's der Gerechtigkeit Er schreit: "Du Volk! dies Schwert ist Dein! Wer sonst kann richten? Du allein! "Durch dich spricht Gott! durch dich allein!" "Blut! Blut!" viel Tausend Kehlen schrei'n.

Blatt 5

"Zur Barrikade" ─ "Pflaster auf!!" Da steht der Bau ─ und oben drauf Er, den zum Führer sie ernannt. Die blut'ge Fahn in fester Hand Kartätschen pfeifen, hei! das kracht! Sie stürzen rings, er aber lacht: "Jetzt lös' ich mein Versprechen Euch! "Ihr alle sollt Mir werden gleich!" Er hebt sein Wams, und, wie sie's schau'n, Da faßt ihr Herz ein eisig Grau'n. Ihr Blut strömt, wie die Fahne rot! Der sie geführt, ─ es war der Tod!

Blatt 6

Der sie geführt, ─ es war der Tod! Er hat gehalten, was er bot. Die ihm gefolgt, sie liegen bleich Als Brüder alle, frei und gleich! Seht hin, die Maske tat er fort! Als Sieger, hoch zu Roße dort. Zieht, der Verwesung Hohn im Blick, Der Held der roten Republik.


Помимо серии, о которой речь шла выше, Смерть присутствует и в других работах художника. Одним из шедевров искусствоведами признается гравюра "Смерть-друг" (нем. "Der Tod als Freund"). В этой работе смерть теряет свой устрашающий облик, она здесь выступает скорее как спаситель, как сила, освобождающая человека от повседневных забот, боли и страданий. На гравюре мы видим расположившегося в кресле звонаря, с закрытыми глазами слушающего, как Смерть в темном одеянии звонит в колокол, отмеряя тем самым смертный час старика. Она не усмехается и не злорадствует, лишь исполняет свой долг, забирая еще одну жизнь.

Альфред Ретель "Смерть-убивец" (нем. "Der Tod als Würger"), 1842 год.

Наименее оптимистичный образ смерти внимательный зритель находит в гравюре "Смерть-убивец", созданной Ретелем в 1842 году. На создание данной работы Ретеля вдохновила эпидемия холеры, разразившаяся в 1831 году в Париже и унесшая тысячи человек. На первый взгляд может показаться, что Смерть в данной гравюре играет на скрипке, однако, если присмотреться, то можно увидеть, что играет она отнюдь не на музыкальном инструменте, а на человеческих костях, исполняя для людей на улице последнюю в их жизни песню.

Альфред Ретель "Смерть-друг" (нем. "Der Tod als Freund"), 1851 год.

См. также

Литература

Примечания

  1. Любин. Д. В. Изобразительное искусство Германии второй половины XIX - начала XX века : монография : [в 2 ч.] / Любин. Д. В.. — Санкт-Петербург: Tabula Rasa, 2018. — С. 61. — ISBN 978-5-90152-869-3.
  2. Franke W. Alfred Rethels Zeichnungen / Составитель Franke W., перевод Безверховой Н. П.. — Leipzig: Grethlein, 1921. — С. 32.