Ресурсная теория внимания Д. Канемана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ресурсная теория внимания»)

Ресурсная теория внимания Д. Канемана (ресурсная модель внимания) — концепция внимания как единого психологического ресурса была предложена Даниэлем Канеманом в 1973 году[1]. Ресурсная теория внимания Д.Канемана в дальнейшем оказала влияние на разработку теорий Д. Навона и Д. Гофера, К. Уикенса и других.

В книге "Внимание и усилие" Д. Канеман определяет внимание, как единый психологический ресурс ограниченного объема, который в виде умственных волевых усилий задействуется и расходуется при обеспечении и выполнении контролируемого сознанием познавательного процесса[2], и восстанавливается во время отдыха, сна, физической активности и другими способами. Его теория внимания включает стратегию распределения имеющихся психологических ресурсов между задачами, которая позволяет эффективно справиться со значительной ограниченностью ёмкости ресурсов психики[3], в части решения задач, требующих действий сознания. Д. Канеман в своей теории соединяет интенсивностный и селективный аспект внимания. Интенсивностный аспект внимания характеризуется мощностью усилия (количеству расходуемых ресурсов в единицы времени), а селективный с избирательным распределением усилий по конкретным видам умственной деятельности [2][4].

Основные положения теории

Ресурсная теория внимания базируется на следующих положениях[5]:

  • Существует ограничение, определяемое объемом доступного ресурса внимания человека проводить умственную работу.
  • Объем доступного ресурса внимания не является постоянным, он зависит от функционального состояния человека и воздействия внешних факторов.
  • Человек обладает способностью распределять доступный ресурс внимания между несколькими задачами.
  • Успешность одновременного выполнения нескольких задач зависит от уровня их сложности, интенсивности и объёма запросов со стороны этих задач к ресурсу внимания и его текущего объема.

Модель внимания Д. Канемана

Модель внимания включает в себя следующие составляющие[5]:

  1. Хранилище ресурсов. Ресурс внимания является частью общей системы физиологической активации. На общую физиологическую активацию влияют следующие факторы: функциональное состояние организма, эмоциональное состояние, интенсивность стимуляции, моторное напряжение организма.
  2. Центральный компонент. Он реализует политику распределения ресурса, определяет структуры и процессы, на которые будет выделен ресурс, и объём выделяемого на них ресурса (см. также раздел Центральный исполнитель в модели рабочей памяти Алана Бэддели).
  3. Компонент памяти, хранящий информацию о видах деятельности, на которые должен выделятся и распределятся ресурс внимания. Под видами деятельности автор концепции понимает задачи, встающие перед познающим субъектом.
  4. Компонент памяти постоянных детерминант - хранит идентификационную информацию о жизненно значимых стимулах и отвечает за немедленное выделение ресурсов на их обработку.
  5. Компонент памяти текущих намерений - хранит активные для текущего времени намерения.
  6. Компонент оценки объема требуемых ресурсов - оценивает объём требований к ресурсам со стороны возможных видов деятельности.

Экспериментальные факты в поддержку теории

Основной закон распределения внимания звучит следующим образом: сначала ресурсом насыщается более важное задание, менее важное выполняется за счёт оставшегося запаса ресурса, в результате чего, когда ресурса недостаточно, основная задача выполняется лучше следующей по важности[3]. Для практических целей важно не просто констатировать факт, что человек совершает ошибки, а предсказать приближение этого момента. Решить эту проблему Д. Канеману помогла разработанная им методика вторичной зондовой задачи.

В 1967 году Д. Канеман, Д. Битти, И. Поллак провели следующий эксперимент[6]. Испытуемые выполняли основное задание: экспериментатор предъявлял им последовательность цифр со скоростью цифра в секунду. После двухсекундной паузы испытуемые называли последовательность цифр, которые отличались от исходных на одну добавленную единицу. Затем испытуемые выполняли другое задание: отчитывались о букве, которая появлялась среди «шума» на мониторе на короткое время. С обоими заданиями большинство испытуемых справлялось успешно.

Во второй серии эксперимента оба задания выполнялись в одно время: первое было в качестве основного, а более простое второе в качестве зондового. Приоритет задачи трансформации цифр обеспечивался платежной матрицей[7]. Испытуемый получал премию в 4 цента в каждой пробе, если успешно справлялся с обеими задачами. Премия снижалась до 2-х центов, если испытуемый правильно отвечал на задачу с трансформацией цифр, но ошибочно определял букву. За неправильный ответ в задаче трансформации цифр испытуемого штрафовали на 4 цента. В этой серии испытуемые совершали ошибки в обеих задачах. Процент ошибок в задаче трансформации цифр был постоянным —15-20%, т.е. основная задача выполнялась на одном и том же уровне вне зависимости от временной позиции целевого стимула (буквы). Во вторичной задаче процент ошибок был выше и больше колебался в зависимости от времени предъявления буквы. Если целевая буква появлялась в начале, то экспериментаторы наблюдали около 30 % ошибок, а если появление буквы совпадало с преобразованием последовательности цифр — процент ошибок возрастал до 70 %[3]. Таким образом, когда испытуемые имели достаточное количество запасных ресурсов, они эффективно справлялись с дополнительной задачей. Когда запасные ресурсы заканчивались (нужно было удерживать в памяти четыре цифры и прибавлять единицу), их не хватало на то, что заметить букву на экране монитора.

В эксперименте на протяжении всех проб проводилась непрерывная регистрация диаметра зрачка[5]. Изменение диаметра зрачка выступило в качестве дополнительного объективного индикатора количества умственного усилия, которое затрачивается на решение основной задачи. Исследователям удалось показать, что динамика диаметра зрачка сходна с изменением продуктивности решения зондовой задачи. Когда задача становится максимально энергоемкой, и загрузка кратковременной памяти увеличивается, зрачок расширяется, а в конце задания, когда испытуемый дает отчет – зрачок сужается.

По мнению Канемана, колебания эффективности выполнения зондовой задачи на фоне относительной стабильности выполнения основной задачи отражают ограничения ресурса внимания и показывают основную политику его распределения: сначала субъект тратит энергию на основную деятельность, а ее «остатки» направляет на дополнительные задачи[3].

Источники

  1. Kahneman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
  2. 2,0 2,1 Д. Канеман. Внимание и усилие / под ред. А.Н. Гусева. — Москва: Смысл, 2006. — 287 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., 2017.
  4. Сидоров. К. Р. Мощность внимания Архивная копия от 26 октября 2020 на Wayback Machine // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2011. — № 2. — С. 144—146.
  5. 5,0 5,1 5,2 Фаликман М. В. Общая психология. Внимание/Под ред. Б. С. Братуся. Т.4. М.:Академия, 2010.
  6. Daniel Kahneman, Jackson Beatty, Irwin Pollack. Perceptual Deficit during a Mental Task (англ.) // Science. — 1967. — С. 218-219.
  7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — Москва: Тривола, 1995. — 347 с.

См. также