Психика
Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — сложное понятие в психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как:
- Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой[1][2].
- «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»[3].
- Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности[4].
- Внутренний мир человека[5].
Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.[6]
Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.; связана с соматическими процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции. И. П. Павлов отождествлял психическую деятельность с высшей нервной деятельностью[7]. Изучением психики занимается наука психология[1]. К 1970-м годам на стыке психологии, неврологии и физиологии сложилась нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов[8].
Вопросы происхождения и развития психики
В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами[9].
В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева. Он предложил считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на абиотические (биологически нейтральные) воздействия — те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Абиотические воздействия сами по себе не полезны и не вредны для организма[10]. Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории[9].
У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта[9].
В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:
- стадию элементарной сенсорной психики;
- стадию перцептивной психики;
- стадию интеллекта.
К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики[9].
На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей[9]. По современным научным представлениям, психика имеется только у человека и животных[2].
Основные функции психики
Костин А. Н. и Голиков Ю. Я. выделили три основных функции психики: когнитивную, релятивную и регулятивную[11]. При этом когнитивная и регулятивная являются классическими; их назначение состоит в осуществлении познавательных процессов, а также в инициации и организации активности. Дополнительно к ним выделена релятивная функция психики, ее назначение — выработка субъективных отношений к объективной реальности и сосредоточенности на ее требуемых изменениях. По своему содержанию эти отношения разделяются на два типа: эмоциональные и осмысленные.
Психологические факторы лежат в основе поведения (внешне наблюдаемых движений человека и животных) и управляют им[12].
См. также
- Высшая нервная деятельность
- Душа
- Психические процессы
- Психические состояния
- Структура человеческой психики (в психоанализе)
- Психическое здоровье
- Психическое расстройство
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- ↑ 2,0 2,1 Немов Р. С. Психика (определение) // Психологический словарь / под ред. Н. В. Меньшиковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС (МПГУ), 2007. — С. 321. — 560 с. — 20 000 экз. — ISBN 978-5-691-01515-1.
- ↑ Психика // Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
- ↑ Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
- ↑ Мазилов В. А. Предмет психологической науки и философия психологии / Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. Архивная копия от 20 мая 2018 на Wayback Machine Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова // М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 2704 с. ISBN 978-5-9270-0362-4. — С. 108-115.
- ↑ Психика животных Архивная копия от 31 января 2017 на Wayback Machine // Психологический словарь.
- ↑ Шульговский В. В. Высшая нервная деятельность // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2004. Архивировано 27 сентября 2020 года.
- ↑ Микадзе Ю. В. Нейропсихология // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2005 - 2019. Архивировано 16 октября 2020 года.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Гиппенрейтер Ю. Б. Происхождение и развитие психики Архивная копия от 19 января 2017 на Wayback Machine // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.
- ↑ Головин С. Ю. Воздействие абиотическое // Словарь практического психолога . — Минск: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ Костин А. Н., Голиков Ю. Я. Введение релятивной функции в состав основных функций психики /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 2714 с. - С. 92-100 ISBN 978-5-9270-0362-4 . Дата обращения: 23 мая 2018. Архивировано 20 мая 2018 года.
- ↑ Немов Р. С. Поведение // Психологический словарь / под ред. Н. В. Меньшиковой. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС (МПГУ), 2007. — С. 288. — 560 с. — 20 000 экз. — ISBN 978-5-691-01515-1.
Литература
- Кон И. С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер
- , В. Я. Романова. Издание 2-е // М.: ЧеРо, 2002. – 776 с. ISBN 5-88711-178-X. — С. 154-159.
- Крафт-Эбинг Рихард. Половая психопатия / Перевод: Н. Вигдорчик, Г. Григорьев // М.: Родина, 2019. — 576 с., ил. ISBN 978-5-907211-41-4.
- Филатова А. Ф. Психология половых различий и гендерная психология / УДК 159.922.2 // «Вестник Омского университета». 2007, № 1. ISSN 1812-3996. — С. 125-130.
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |