Ресторация (Пятигорск)
Гостиница | |
Ресторация | |
---|---|
Ресторация | |
Страна | Россия |
Город | Пятигорск |
Архитектурный стиль | Классицизм |
Автор проекта | Иосиф Шарлемань |
Строитель | Бернардацци И.К. |
Основатель | А.П.Ермолов |
Первое упоминание | 1824 год |
Строительство | 1825—1828 годы |
Статус | Памятник архитектуры |
Состояние | восстановлена в 1955 году |
Ресторация (Пятигорск) — историческое здание Пятигорского НИИ курортологии, построенное как гостиница в 1828 году, где бывали и останавливались А.С. Пушкин (1829 г.), М.Ю. Лермонтов (1837 и 1841 гг), Л. Н. Толстой (1853 г)[1]. Входит в комплекс Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных водах.
История
Ресторация — одна из первых казённых каменных построек в Пятигорске, возведённая по идее главнокомандующего на Кавказе генерала А. П. Ермолова, заказавшего проект в Петербургском Строительном комитете[2]. Архитектором проекта был Иосиф Шарлемань[1].
Комплекс был построен всего за четыре года (1825—1828) архитектором Иосифом Карловичем Бернардацци, которого пригласил Ермолов[3]. Колонны для портика с ионическим ордером тесал его старший брат, каменных дел мастер Иоганн Бернардацци. Долгие годы ресторация и гостиница находились в аренде у купца А. П. Найтаки, поэтому в середине ХIХ века весь комплекс часто называли «Гостиницей Найтаки»[2].
Приезжающие могли снять в гостинице комнату и заказать обеденный стол, а затем подыскивали квартиры в домах местных жителей. По вечерам в Ресторации устраивались балы и различного рода увеселения. Лермонтов описывает бал в Ресторации в новелле «Княжна Мери» из «Героя нашего времени», превратив её в «залу Благородного собрания»[2].
В 1829 году в одном из номеров жил А. С. Пушкин, в 1837-м и 1841-м — М. Ю. Лермонтов[2].
В 1853 Л. Н. Толстой отмечал в ресторации свое двадцатипятилетие[2].
К 1870 году здание было перестроено и стало просто гостиницей. Сначала оно было сдано в аренду Общественному собранию Пятигорска, а затем продано в частные руки[1].
С 1912 года в комплексе размещалось Управление Кавказских Минеральных вод и квартира их директора.
С 1932 года здание передано Бальнеологическому институту, во одноэтажном флигеле располагались клиника института[4].
Покидая оккупированный Пятигорск под ударами Красной Армии, гитлеровцы в январе 1943 сожгли здания Ресторации. Они были восстановлены в 1955 году с некоторыми отступлениями от первоначального проекта[2].
В настоящее время мемориальные доски, установленные на фасаде Пятигорского НИИ курортологии, напоминают о выдающихся деятелях литературы, науки и медицины, чьи имена связаны с этим зданием[2].
Архитектура
Комплекс гостиничных зданий в стиле классицизма был расположен в центре строящегося Пятигорска и занимает половину городского квартала. Фасад основного двухэтажного здания украшен портиком с шестью каменными колоннами ионического ордера. На параллельную улицу (Красноармейскую) выходит длинное одноэтажное здание с входом в центре, где размещались гостиничные номера. В центре двора было спланировано помещение для кухни[2].
Гости поднимались в здание по большой передней лестнице, через фойе попадая в главный двухэтажный зал, имеющий хоры для музыкантов. Двери из зала в буфет, дамскую и мужскую комнаты, в бильярдную и другие помещения[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Ресторация в Пятигорске . Путеводитель по России. Russo Travel.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 А.Н. Коваленко, зав. мемориальным отделом. Ресторация (гостиница) в Пятигорске . Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. Российская музейная энциклопедия.
- ↑ Сёмина Наталия Борисовна. О формировании облика Кавказских минеральных Вод в первой половине XIX века: проблема преемственности стиля // Культура и искусство. — 2018. — № 10.
- ↑ Н.В. ЕФИМЕНКО, Г.Н. ТЕР-АКОПОВ, А.Н. ГЛУХОВ. [https://www.mediasphera.ru/issues/voprosy-kurortologii-fizioterapii-i-lechebnoj-fizicheskoj-kultury/2020/6/downloads/ru/1004287872020061072 К 100-летию со дня основания Пятигорского научно-исследовательского института курортологии] // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. — 2020. — Т. 97, № 6. — С. 72—80.