Рерберг, Фёдор Иванович (инженер-генерал)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рерберг Фёдор Иванович
нем. Hermann Friedrich Röhrberg
Место рождения Ревель, Эстляндская губерния, Российская империя
Принадлежность  Российская империя
Род войск Корпус инженеров путей сообщения
Звание Инженер-генерал
Награды и премии
Орден Святой Анны 1-й степени Орден Святого Владимира 4-й степени Орден Святого Станислава 1-й степени Орден Святого Владимира 2-й степени
Орден Белого орла

Фёдор Иванович Рерберг (нем. Hermann Friedrich Röhrberg, 21 ноября [2 декабря1791, Ревель, Эстляндская губерния, Российская империя5 [17] мая 1871, Санкт-Петербург, Российская империя) — инженер-генерал Корпуса инженеров путей сообщения, сенатор.

Биография

Родился в Ревеле 21 ноября (2 декабря1791 года в семье надворного советника Иоганна (Ивана Ивановича) Рерберга, директора парусной и суконной фабрики адмиралтейского ведомства в Новгороде.

Начальное образование получил в Ревельской гимназии. В 1806 году, по окончании курса гимназии, отправился в Петербург, где сначала поступил в Училище корабельной архитектуры, а затем, когда открылся Институт Корпуса инженеров путей сообщения (01.10.1810) — перешёл в него воспитанником. Здесь, «за отличные успехи в науках», 12 июня 1811 года он был произведен в прапорщики, а в 1812 году, уже в чине подпоручика — был определён на действительную службу в Институте, где состоял преподавателем «высших математических наук»; 23 декабря этого же года Рерберг получил следующий чин — поручика.

Был откомандирован в Одессу 28 мая 1815 года — для устройства портов на Чёрном море. Здесь Рерберг выполнил проект порта в Таганроге и принимал участие в изысканиях по соединению рек Волги и Дона. Не пробыв в командировке и двух лет, возвратился в Петербург (8 марта 1817 года), где был прикомандирован к инженер-полковнику Фабру, строившему шоссе между российскими столицами. Здесь Рерберг спроектировал все мосты между Новгородом и Петербургом.

Спроектированная Ф. И. Рербергом кордегардия у Петербургской заставы в Новгороде

Через год Рерберг снова получил командировку в Новгородскую губернию. Работа его здесь состояла в постройке церквей, манежей, госпиталей, казарм и разных других зданий для войск, расположенных по берегам Волхова. В 1821 году Рерберг был произведён в подполковники.

В 1825 году вышел в отставку, «за болезнью, с чином полковника». Но вскоре снова вступил на службу и был назначен членом Строительной комиссии при Московском опекунском совете. В 1827 году вступил вновь в Корпус инженеров путей сообщения и получил место директора работ Главного штаба военных поселений. С апреля 1829 года он, сверх должности директора, занял должность управляющего морским рабочим экипажем, на правах бригадных командиров учебных бригад военных кантонистов. В течение 1829 и двух следующих годов Рерберг получил награды: два монарших благоволения и признательность «за примерный по всем заведываемым им частям порядок, чистоту и устройство» и чин генерал-майора (6 декабря 1830 года).

В 1834 году, помимо занимаемых должностей, Рерберг занял ещё место члена Комитета для устройства телеграфной линии между Петербургом и Варшавой. В 1835 году он занял пост вице-директора Департамента военных поселений, оставаясь в том же Корпусе инженеров.

25 апреля 1844 года вступил в исполнение обязанностей члена сразу трёх комитетов: технической Комиссии Департамента железных дорог, Комитета по сооружении постоянного через реку Неву моста (Николаевского) и Комитета, учрежденного для составления Строительного устава, а 27 апреля был назначен ещё и членом Совета главного управления путей сообщения и публичных зданий. Через два года стал директором Департамента искусственных дел главного управления с оставлением членом Совета.

21 апреля 1847 года был произведён в генерал-лейтенанты. В 1848 году был назначен в члены Комитета для «начертания плана водяных и сухопутных сообщений в Империи».

С 1 января 1859 года Рерберг был назначен сенатором[1], с оставлением членом Совета Главного управления путей сообщения и публичных зданий (затем Совета Министерства путей сообщения и публичных зданий). Первоначально ему было повелено присутствовать в 1-м Департаменте Правительствующего сената; в 1861 году он был переведён из 3-го Департамента в Межевой департамент; 8 ноября 1862 года, за отличие по службе, произведён в инженер-генералы Корпуса инженеров путей сообщения. С 20 декабря 1867 года присутствовал в Общем собрании 4-го и 5-го Департаментов сената.

Умер 5 (17) мая 1871 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

Семья

Рерберг был дважды женат, 2-м браком — на Елизавете Богдановне Танненберг (1797—1875). Из его детей наиболее известны:

Награды

За свою службу Рерберг имел знак отличия за XLV лет беспорочной службы и был награждён многими орденами, в их числе:

Примечания

Литература