Рекламная кампания
Рекламная кампания — это целенаправленная система спланированных рекламных мероприятий, объединённых одной идеей и концепцией для достижения конкретной маркетинговой цели в рамках согласованной маркетинговой стратегии рекламодателя, в установленные предварительным анализом период времени, область действия, рынок и целевую аудиторию[1][2][3][4][5].
Предпосылки рекламной кампании
Рекламная кампания может преследовать различные цели. Подготовка кампании может быть вызвана необходимостью выхода на новые рынки, появлением новой продукции, отличной от привычного ассортимента; изменением рыночной ситуации (например, снижением платежеспособности или появлением конкурентного товара). Кроме того, причинами могут быть изменение деятельности компании, ребрендинг, коррекция имиджа, а также дополнительное привлечение торговых посредников[2][6], напоминание потребителям о товаре[4].
Основные цели
Основными целями рекламных кампаний являются развитие у покупателей эффекта узнавания и припоминания товара, соответствующей степени информированности о продукции, положительного имиджа производителя (продавца), необходимости в приобретении продукции и увеличение спроса на продукцию, привлечение новых и одновременно удержание имеющихся потребителей[7].
Цели можно объединить в три группы: имиджевые, стимулирующие и стабилизирующие[7].
Виды рекламных кампаний
Рекламные кампании можно разделить на виды по разным признакам, включая цель (предпосылку), краткосрочность или долгосрочность[6][7], степень охвата рынка и так далее.
Кампания может быть как локальной или даже скрытой, так и региональной, национальной, международной и глобальной[4][7]. У кампаний разный уровень изменения интенсивности: если мероприятия распределяются по времени через равные промежутки (например, раз в неделю), то говорят о ровной кампании; если же интенсивность кампании нарастающая или нисходящая, то это подкрепляется постепенным увеличением (или снижением) объёма поставок рекламируемого товара. Нисходящая интенсивность считается оптимальной при ограниченном количестве рекламируемого товара[4][5][7].
По направленности кампания может быть как целевой или нишевой, так и массовой (для широких слоёв общественности)[6].
Мономедийная кампания проходит только в одном СМИ, в противном случае говорят о «медиамиксе», затрагивающем СМИ в комплексе[6]. По диапазону использования видов рекламной деятельности различают специализированные, комбинированные и комплексные кампании[6][7].
Если кампания охватывает один сегмент рынка, то её называют сегментированной, если сегментов несколько — то агрегатированной, а при полном охвате — тотальной[6].
Этапы рекламной кампании
Основные (без учёта продолжительности кампании):
- Подготовительный этап
- Планирование
- Разработка
- Подготовка к публикации
- Кульминационный этап
- Организация рекламных мероприятий
- Заключительный этап.
Другой краткий вариант этапов:
- Маркетинговый и рекламный аудит;
- Копирайтинг (стратегия, идеи и текст);
- Дизайн и форматирование;
- Тестирование[1].
Подробный вариант этапов:
- определение цели кампании;
- определение и изучение целевой аудитории воздействия;
- формирование предварительного бюджета;
- назначение ответственных лиц;
- определение основной идеи и разработка на её основе концепции рекламной кампании;
- определение средств рекламы и выбор оптимальных каналов коммуникации;
- разработка рекламных обращений и мероприятий других форм маркетинговых коммуникаций;
- формирование окончательного бюджета рекламной кампании;
- составление детального плана проведения мероприятий;
- производство рекламоносителей, закупка места и времени для размещения рекламных материалов;
- практическая реализация рекламной кампании;
- анализ эффективности рекламной кампании[1][4].
Таргетированная рекламная кампания
Когда организация начинает строить свою рекламную кампанию, ей необходимо исследовать каждый аспект своего целевого рынка и целевого потребителя. Целевой потребитель — это лицо или группа людей, которые с наибольшей вероятностью совершат покупку у организации, его также называют «потенциальным покупателем». Целевого потребителя можно классифицировать по нескольким ключевым характеристикам[8]: пол, возраст, профессия, семейное положение, географическое положение, поведение, уровень дохода и образования, чтобы назвать основные факторы[9]. Этот процесс называется сегментированием клиентов по демографическому признаку[10].
Модели рекламных кампаний
- Модель «эффективной частоты», при которой частота контактов потребителя с рекламой, приводящая к приобретению рекламируемого продукта, достигает заданной вероятности
- STAS-модель (англ. short team advertising strenght), предполагающая один контакт потребителя с рекламой в преддверии приобретения.
- CMDS-модель рассчитывает показатели времени, вложения и долговечности продукта для достижения определенного уровня продукта, то есть эффективность рекламной кампании в рамках суммы бюджета, превышение которого не приведет к эффективности.
- Блиц-модель, перехватывающая оппонентов на рынке постоянным доминированием.
- Модель постепенного уменьшения рекламного бюджета
- Модель постоянного увеличения рекламного бюджета
- Короткая блиц-модель (для продуктов с небольшим циклом жизни, например, видеофильмы)[6][7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Шадрина, Матвеев, 2014.
- ↑ 2,0 2,1 Фаткулина, Боргардт, 2013.
- ↑ Улыбина, Чистякова, 2014.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Ромат, 2008, с. 450.
- ↑ 5,0 5,1 Багиев, Тарасевич, Анн, 2001, с. 521.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Мохова, 2010.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Шевчук, 2013.
- ↑ Across the Lake of the Ancient World, 1 . dx.doi.org. Дата обращения: 4 февраля 2022.
- ↑ Making a Market // The Entrepreneur. — doi:10.4337/9781843765639.00015.
- ↑ М. Л. Авдеенко. Основы таргетинга: портрет потребителя . Книга рекламщика и издателя (2005-21-12). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
Литература
- Багиев, Г.Л. Маркетинг. Учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономика, 2001. — ISBN 5-282-02101-3.
- Мохова, М. В. Коммуникативная сущность рекламных кампаний // Современная экономика: проблемы и решения. — М., 2010. — № 7.
- Ромат, Е. В. Реклама. — 7-е изд. — СПб. : Издательский дом «Питер», 2008. — (Учебник для вузов). — ISBN 5388001636.
- Улыбина, В. В. Особенности планирования рекламной кампании / В. В. Улыбина, А. А. Чистякова // Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7.
- Фаткулина, М. И. Совершенствование организации рекламной кампании на потребительском рынке / М. И. Фаткулина, Е. А. Боргардт // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2013. — № 7.
- Шадрина, Л. Ю. Теоретические подходы к определению рекламной кампании (технологический подход) / Л. Ю. Шадрина, М. Ю. Матвеев // Universum: общественные науки. — 2014. — Т. 10, № 9.
- Шевчук, Д. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций. — М. : Litres, 2013. — ISBN 5457219747.