Регистр бухгалтерского учёта
Регистр бухгалтерского учёта (учётный регистр) — элемент организации бухгалтерского учёта на предприятии, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчетности.
Определение
По определению ряда экономистов учётный регистр — это документы в виде специальных табличных форм, регистрирующие группировки и обобщения данных бухгалтерского учёта о наличии хозяйственных средств и операциях над ними, хранящие всю учётную информацию, которая служит основой для составления бухгалтерской отчётности предприятия и оперативного учёта[1].
Регистры бухгалтерского учёта предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учётных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности[2].
Формы учётных регистров
Учётные регистры различаются[1]:
- по внешнему оформлению: бухгалтерские книги (журналы), ведомости на отдельных листах и карточках, машинограммы;
- по объёму содержания: синтетические регистры (учёт общих итоговых сумм на основании заранее сгруппированной информации только в денежном выражении с указанием корреспондирующих счетов без поясняющего текста (например, журнал-ордер, ведомость)) и аналитические регистры (записи с пояснениями по каждому документу в отдельности или группам однородных документов);
- по назначению: хронологические, систематические и комбинированные;
- по форме: односторонние, двусторонние, табличные и шахматные;
Реквизиты регистра бухгалтерского учёта
Обязательные признаки регистров бухгалтерского учёта[3]:
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учёта;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов
Ведение регистров бухгалтерского учёта
Данные, содержащиеся в первичных учётных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта. Формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Регистр бухгалтерского учёта составляется на бумажном носителе и/или в электронном виде. В регистре бухгалтерского учёта допускаются исправления ответственными за ведение указанного регистра. Сами исправления в регистре бухгалтерского учёта должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц[3].
Регистры бухгалтерского учёта, подлежат хранению предприятиями в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчётного года[4].
На регистры не распространяется понятие коммерческой тайны с 2013 года.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 Сироткин С.А. Бухгалтерский учёт на промышленном предприятии: учебник/ С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская — Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2008 — 315с. — С.61 — ISBN 978-5-321-01374-8
- ↑ Регистры бухгалтерского учета//Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
- ↑ 3,0 3,1 Статья 10. Регистры бухгалтерского учета//Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О бухгалтерском учете"
- ↑ Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета//Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)