Ребикова, Александра Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александра Ребикова
Aleksandra Rebikova
Имя при рождении Александра Васильевна Ребикова
Дата рождения 1896(1896)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 1957(1957)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия актриса

Алекса́ндра Васи́льевна Ре́бикова (1896, Санкт-Петербург, Российская империя — 1957, Москва) — русская актриса театра и немого кино, племянница и приемная дочь известного русского композитора Владимира Ребикова.

Биография

Мей в спектакле «Сверчок на печи»
Молоко в спектакле «Синяя птица»

Александра Ребикова родилась в Санкт-Петербурге[1]. Она была дочерью инженера[2] Василия Ребикова. Позже удочерена семьёй его брата, композитора Владимира Ребикова[3]. В 16 лет оставила семью и отправилась в Москву, где поступила ученицей к К. С. Станиславскому в 1-ю студию Московского художественного театра. Среди её педагогов — Иван Москвин и Евгений Вахтангов.

Первой ролью, исполненной Александрой Васильевной на сцене 1-й студии МХТ была Мей Фильдинг, невеста игрушечного фабриканта Тэкльтона (его роль исполнял Евгений Вахтангов) в легендарном спектакле «Сверчок на печи», поставленном Борисом Сушкевичем. На сцене Московского художественного театра она исполнила роль Молока в спектакле К. С. Станиславского «Синяя птица».

В 1915 году Александра Ребикова начала сниматься в фильмах Торгового дома «А. Ханжонков и К°» и очень скоро стала одной из ведущих актрис немого кино. В картинах режиссёра Евгения Бауэра её партнёрами были Амо Бек-Назаров, Андрей Громов и Иван Перестиани.

«Сценарий назывался „Юрий Нагорный“. Между его страниц я с удивлением обнаружил афишку, возвещавшую, что в субботу в кинотеатре „Пегас“ состоится премьера фильма „Юрий Нагорный“ с участием Э. Бауэр, А. Ребиковой, А. Громова и А. Бек-Назарова. Мой разговор с Бауэром происходил в воскресенье. Значит, фильм предстояло снять за шесть дней? Ребиковой досталась роль, предназначавшаяся для Веры Холодной: знаменитая „звезда“ неожиданно заболела „испанкой“ — так в те годы называли грипп. Я, признаться, не был огорчен этой заменой. Перспектива в первом же фильме у Ханжонкова стать партнером „королевы экрана“ пугала меня. А. Ребикова была молодой, но весьма многообещающей актрисой».

С 1917 года Александра Васильевна одновременно снимается и в фильмах Киноателье АО «Нептун», где встречает талантливого актёра Олега Фрелиха, ставшего её любимым партнёром во многих фильмах: «Аня Краева», «Жена прокурора», «Глиняный бог», «Атаман Хмель». Заглавная роль в фильме «Барышня и хулиган» принесла Александре Ребиковой встречу с Владимиром Маяковским, с которым они также снялись в картине «Закованная фильмой», а дружбу и тёплые отношения сохранили до конца жизни поэта.

В 1940 году она вспоминала о периоде работы над картиной «Закованная фильмой»:

«Вовлечённая Маяковским, как и большинство работавших в нашем павильоне, в „игру в кино“, я сама захотела участвовать в этой постановке. И несмотря на своё положение актрисы на первых ролях, я охотно взялась исполнять в этом фильме эпизодическую роль цыганки. Мне было занятно и весело находиться в этой новой, созданной поэтом творчески-игровой атмосфере. Помню, что в массовых сценах, например в эпизоде, изображавшем артистический кабачок, участвовали приятели Маяковского — футуристы. Больше всех запомнился Давид Бурлюк; с ним Владимир Владимирович познакомил отдельно, и меня смешило, что этого большого дядю Маяковский нежно представлял и называл „мой Бурлючок“. Совместная работа в Самарском переулке сблизила многих киноработников с Маяковским. Мы ходили на просмотры фильмов, ездили обедать к Антикам, посещали кафе „Питтореск“ на Кузнецком Мосту, где Маяковский иногда читал по вечерам с эстрады свои стихи. Однажды Владимир Владимирович подарил мне свою поэму „Облако в штанах“. Мы ехали, кажется, на извозчичьих дрожках, и я сказала ему, что в поэме много непонятных мне мест. Раскрыв книгу, я прочитала некоторые из них и рассмеялась. — Вы ничего не понимаете, — угрюмо усмехнувшись, сказал Маяковский. — Я величайший поэт современности, когда-нибудь вы это поймете. И, выхватив из моих рук книгу, разорвал её в клочья и разбросал по Кузнецкому Мосту».

В 1918 году Александра Ребикова сыграла в фильме «Симфония горя», ставшем одной из последних работ в России выдающегося актёра Григория Хмары. А в 1919 году она окончательно оставила сцену.

С Олегом Фрелихом в фильме «Глиняный бог»
С Григорием Хмарой в фильме «Симфония горя»

Карьера Александры Васильевны Ребиковой окончилась трагически — Базедова болезнь изуродовала черты её лица и актриса в достаточно молодом возрасте стала затворницей, закрывшись в своей московской квартире. Она отказалась от общения с коллегами и поклонниками, не принимала журналистов. Исключение делалось лишь для самых близких друзей — Александра Вишневского, Василия Качалова, Софьи Гиацинтовой и Ольги Пыжовой.

В 1957 году Александра Ребикова свела счёты с жизнью, приняв большую дозу люминала.

Семья

Фильмография

  1. 1915 — Юрий Нагорный
  2. 1916 — Дикая сила
  3. 1916 — Ямщик, не гони лошадей
  4. 1917 — Аня Краева
  5. 1917 — Жена прокурора
  6. 1917 — Ложь
  7. 1917 — То, что дороже жизни
  8. 1918 — Барышня и хулиган
  9. 1918 — Глиняный бог
  10. 1918 — Закованная фильмой
  11. 1918 — Катастрофа власти
  12. 1918 — Симфония горя
  13. 1922 — В вихре революции
  14. 1923 — Атаман Хмель
  15. 1923 — Помещик
  16. 1923 — Семья Грибушиных
  17. 1924 — Слесарь и канцлер

Примечания

  1. IMDB.
  2. Александр Тихонов. Крах инженера Ребикова // Звукорежиссер : журнал. — 2004. — № 5. Архивировано 28 июня 2019 года.
  3. Томпакова Ольга Михайловна. Владимир Иванович Ребиков: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1989. — 77 с. — ISBN 5-7140-0163-X.
  4. Бек-Назаров А. Записки актера и кинорежиссера. — М.: Искусство, 1965. — С. 52—53.

Ссылки