Рашбам

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рашбам
שמואל בן מאיר
Место рождения Труа, графство Труа
Место смерти Труа, графство Труа

Шмуэ́ль бен Меи́р (ивр.שמואל בן מאיר‏‎; Труа, ок. 1085 — ок. 1158), после смерти известен как Рашба́м (ивр.רשב"ם‏‎; акроним словосочетания «Рабби Шмуэль бен Меир»)[1] — ведущий французский тосафист и внук Шломо Ицхаки, известного как Раши[2].

Биография

Рашбам родился во Франции, в окрестностях Труа, примерно в 1085 году. Отец — Меир бен Шмуэль, мать — Йохевед, дочь Раши. Он был старшим братом тосафиста Ицхака бен Меира (Ривам) и Яакова бен Меира (Рабейну Там), и коллегой рабби Йосефа Кара.

Как и его дед по матери, Рашбам был библейским комментатором и талмудистом. Он учился у Раши и Ицхака бен Ашера ха-Леви (Рива); был учителем своего брата, Рабейну Тама. Его метод толкования отличался от метода деда[3], а комментарий к Торе славился своим акцентом на простом значении (пшат) текста. Иногда он оспаривал толкования деда и указывал на то, что его дед согласился именно с его подходом[4]. Он принял естественный (в отличие от гомилетического и традиционного) способ[3]. Такой подход часто приводит его к несколько спорным взглядам. Например, Рашбам (на Быт. 1:5) заявил, что день начинался на рассвете, а не с предыдущего захода солнца (как предполагал еврейский обычай). Ещё одно известное толкование Рашбама заключается в том, что спорная фраза в Бытие (49:10) должна быть переведена как «пока он не придёт в Шило», и относится она к периоду разделения царства Иуды после смерти Соломона[3].

Многие опубликованные версии комментариев Рашбама не содержат комментариев к началу книги Бытия. Часть его комментариев к Талмуду сохранилась, такие как трактат Бава Батра (на больших участках трактата, где нет комментариев Раши), а также последняя глава трактата Псахим (где нет комментариев Раши). Заметки Рашбама о Библии отличаются предельной лаконичностью. Он написал две версии своего комментария к частям Вавилонского Талмуда — длинную и короткую. Длинная версия публиковалась полностью, короткая — иногда публиковалась частично. К сожалению, бо́льшая часть короткой версии никогда не была опубликована полностью и с XIX века не публиковалась вообще.

Рашбам зарабатывал на жизнь, ухаживая за скотом и выращивая виноград, следуя традициям семьи. Известный своим благочестием, он защищал еврейские верования в общественных спорах, которые были организованы церковными лидерами, чтобы продемонстрировать неполноценность иудаизма[3].

См. также

Книги

Примечания

  1. Шмуэль бен Меир — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. The commentary of R. Samuel ben Meir, Rashbam, on Qoheleth ed.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Chisholm, Hugh, ed. (1911).
  4. See Comentary to Genesis 37:2.

Ссылки