Рафли
Рафли | |
---|---|
Рафли | |
Дата написания | до середины XVI века |
Рафли (др.-рус. рафли) — гадательная книга.
Основные сведения
Рафли впервые упоминаются в таких письменных памятниках середины XVI века, как «Стоглав» и «Домострой», которые ставят это сочинение в один ряд с другими запрещёнными книгами: «Шестокрылом», «Воронограем», «Аристотелевыми вратами»[1][2]. Примечательно, что «Стоглав» не только накладывает запрет на хранение и пользование Рафлями, но и указывает на причины, приведшие ко введению этого запрета: гадания, которые производились по Рафлям, могли использоваться как с целью введения в заблуждение правосудия путём ложной присяги, так и для моральной поддержки участников судебных поединков, отстаивавших неправое дело[3][4]. По мнению исследователей, в середине XVI века Рафли пользовались очень большой популярностью; упоминание этой книги вместе с «Шестокрылом» и «Аристотелевыми вратами» даёт основание предполагать, что она пришла на Русь в общем потоке переводных гадательных сочинений, чьё распространение было связано с ересью жидовствующих[4].
Способ гадания
Гадание по Рафлям заключалось в следующем. Гадающий проставлял не считая шестнадцать рядов точек, после чего определял, чётное или нечетное их количество получилось в каждом ряду. Если количество было чётным, он ставил две точки или черту, если нечётным — одну точку. Четыре ряда таких символов образовывали геомантическую фигуру («израз»). Получив первые четыре «израза», гадающий приступал к составлению второй четвёрки: верхний ярус 1-й фигуры становился верхним ярусом 5-й, верхний ярус 2-й фигуры — вторым ярусом 5-й и т. д. Третья четвёрка образовывалась путём складывания точек в ярусах 1-й и 2-й, 3-й и 4-й фигур и т. д. Если сумма точек в верхних ярусах 1-й и 2-й фигур даёт нечет, то верхний ярус 9-й фигуры — точка, если чёт — то две точки или заменяющая их черта. Из этих фигур получались тем же способом ещё две, 13-я и 14-я, а из них — 15-я. 16-я и последняя фигура выводилась по аналогичному принципу из 15-й и 1-й. Поскольку первые восемь «изразов» писались в одну строку, а производные от них — каждый под той парой, из которой выведен, общий вид развернутого гадания («суда») был весьма характерен. Такой гадательный рисунок имеется, в частности, на полях Радзивилловской летописи, причём известно, что он появился во время создания рукописи (точки слегка расплылись, когда поверх них расцвечивали фон миниатюры)[5].
Проделав описанные выше операции, гадающий обращался к тексту Рафлей. Согласно этому источнику, каждая из шестнадцати фигур имела отношение к стихиям, планетам и зодиакальным созвездиям[5], а также обладала своим собственным названием: «Путь», «Собор», «Сонм», «Знатьство» (искажённое «нятьство»[6]), «Честь вшедшая», «Честь вышедшая», «Вшедшее имение», «Вышедшее имение», «Вышеглав», «Низоглав», «Юноша», «Вой», «Бел», «Червлёный», «Глава», «Хобот»[7]. Значение каждого «израза» истолковывалось в зависимости от порядкового места («дома»), в котором он находился. Первые двенадцать «домов» характеризовали различные стороны жизни (отсюда и их названия: «Душа, живот», «Товар, деньги, люди, слуги», «Брат, сестра», «Отец», «Сын, дочь», «Немочь», «Товарищ, любовник, жёнка» и т. д.[8]), а четыре последних либо давали общую оценку будущего, либо указывали, что всё гадание ложно и его следует повторить. Кроме того, можно было гадать и по какой-либо отдельной фигуре[6].
Гадание по Рафлям в своём первоначальном варианте бытовало в России вплоть до рубежа XVII—XVIII веков[9], после чего претерпело существенные изменения. В XIX столетии, как свидетельствует Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Рафли представляли собой уже не книгу, а «изображение круга с цифрами в разных сочетаниях. К цифрам, на которые бросается гадающим шарик или зерно, имеются объяснения, большей частью такого вида: сначала текст из псалма, случай из истории Евангельской — и рядом применительно к жизни толкование; напр. родился Христос в Вифлееме и весь мир обрадовался — так и ты, человек, возрадуйся орудию (делу) своему»[10].
Примечания
- ↑ Стоглав, 1890, с. 188—189.
- ↑ Домострой, 2000, с. 144.
- ↑ Афанасьев, 1982.
- ↑ 4,0 4,1 Турилов, Чернецов, 1985, с. 261.
- ↑ 5,0 5,1 Турилов, Чернецов, 1985, с. 268.
- ↑ 6,0 6,1 Турилов, Чернецов, 1985, с. 270.
- ↑ Турилов, Чернецов, 1985, с. 288.
- ↑ Турилов, Чернецов, 1985, с. 289.
- ↑ Турилов, Чернецов, 1985, с. 285.
- ↑ ЭСБЕ, 1899, с. 377.
Источники
- Домострой // БЛДР. — СПб.: Наука, 2000. — Т. 10. — С. 116—215. — 618 с. — 2500 экз. — ISBN 5-02-028406-8.
- Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). — М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. — 424 с.
Литература
- Архангельский А. С. Образование и литература в Московском государстве кон. XV-XVII вв.: Из лекций по истории русской литературы. — Каз.: Типо-лит. императорского университета, 1901. — Т. 2. — С. 224—228.
- Афанасьев А. Н. Процессы о колдунах и ведьмах // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит. статья Б. П. Кирдана. — М.: Современник, 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). — 75 000 экз.
- Веселовский А. Н. Гадальные книги на Западе и у нас // Вестник Европы. — 1886. — № 4. — С. 895—898.
- Гадательные книги / Белова О. В., Турилов А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 486—491. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Н. Г. Рафли // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 9 / Гл. ред. Луначарский А. В. ; учёный секретарь Михайлова Е. Н. — М. : ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. «Сов. Энцикл.», 1935. — Стб. 544—545. — 832 стб. : ил.
- Рафли // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1899. — Т. XXVI.
- Сперанский М. Н. Книги отречённые // Православная богословская энциклопедия / Под ред. Н. Н. Глубоковского. — СПб.: Приложение к духовному журналу «Странник», 1910. — Т. XI. — Стб. 405—433
- Турилов А. А., Чернецов А. В. Отречённая книга Рафли // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1985. — Т. XL. — С. 260—344. — 424 с.