Рафаил (гекбот)
Рафаил | |
---|---|
Рафаилъ | |
Служба | |
Российская империя | |
Класс и тип судна | гекбот |
Тип парусного вооружения | фрегат |
Организация | Каспийская флотилия |
Изготовитель | Казанское адмиралтейство |
Спущен на воду | 1745 год |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 25,3 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 7,3—7,32 м |
Осадка | 3,66—3,7 м |
Движитель | паруса |
«Рафаил» — гекбот Каспийской флотилии Российской империи, один из гекботов типа «Вархаил».
Описание судна
Парусный трёхмачтовый гекбот с деревянным корпусом, один из 7 гекботов типа «Вархаил»[комм. 1], строившийся в Казани в 1745 году. Длина судна составляла 25,3 метра[комм. 2], ширина 7,3—7,32 метра[комм. 3], а осадка 3,66—3,7 метра[комм. 4][1][2][3].
Был единственным гекботом Каспийской флотилии и одним из восьми парусных кораблей Российского императорского флота, носивших это наименование. Также в составе Балтийского флота несли службу одноимённые парусные линейные корабли 1713, 1724, 1745, 1758 и 1802 годов постройки, а также парусный фрегат 1791 года постройки, а в составе Черноморского флота — одноимённый парусный фрегат 1828 года постройки[4][5].
История службы
Гекбот «Рафаил» был заложен на стапеле Казанского адмиралтейства и после спуска на воду в 1745 году вошёл в состав Каспийской флотилии России[1][6][7].
В кампанию 1746 года во время плавания в Каспийском море под командованием мичмана Михаила Рагозео обнаружил военный флот Персии, встретив у Дербента один из его кораблей. Этот корабль, построенный Джоном Эльтоном, по описанию командира гекбота представлял собой «трёхмачтовое судно длиной в сотню футов, на котором из 24 пушечных портов было занято всего пять». На корабле был поднят синий флаг с жёлтым львом и жёлтыми солнечными лучами над ним, а также синий гюйс с жёлтой полосой из угла на угол и такой же вымпел. Доклад командира гекбота послужил началом операции по уничтожению персидского флота в Каспийском море[8].
Примечания
- Комментарии
- Источники
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Чернышёв, 2002, с. 369.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 Веселаго, 1872, с. 682.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 411.
- ↑ Чернышёв, 1997, с. 28, 30, 45, 50, 136, 211, 227.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 369, 473.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 682—683.
- ↑ Кирокосьян, 2013, с. 85.
- ↑ Базиленко, 2017, с. 118.
Литература
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Кирокосьян М. А. Русский флаг на Каспии: Два столетия Каспийской флотилии (середина XVII — середина XIX века); Пираты каспийского моря / Вступительное слово А. А. Жилкина. — М.: Военная книга, Кучково поле, 2013. — 416 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9904362-3-7. — ISBN 978-5-9950-0352-6.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
- Дело английского капитана Джона Эльтона (John Elton) в истории отношений России и Ирана XVIII в.. — 5 Азия и Африка: Наследие и современность. XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21-23 июня 2017 г.: Материалы конгресса. — СПб : Студия «НППринт», 2017. — Т. I. — С. 114—122. — 452 с. — ББК 63.3(5)+63.3(6). — ISBN 978-5-901724-35-4.