Распродажа
Распродажа — популярный в торговой сфере способ скорейшего сбыта товаров по сниженным ценам вследствие тех или иных причин[1]. В большинстве случаев распродажа выгодна как для покупателей, так и для продавцов[2].
Общая информация
Распродажи представляют собой кратковременные акции, главная задача которых — стимулирование потребителя к совершению покупки в определённый период (во время проведения акции) [3]. Ещё в XIX веке во время распродаж покупателям нередко сбывался товар плохого качества, поэтому в 1895 году в Австрии был принят первый закон регулирующий подобные мероприятия[2]. В скором времени права покупателей были законодательно защищены и во многих других странах[3].
К распродажам можно отнести не только тривиальное снижение цен товары, но и различные акции и бонусы, когда покупателям предлагается приобрести две вещи по цене одной или собрать специальные наклейки, позволяющие получить следующий товар со значительной скидкой или бесплатно[4].
На распродажах продают товар качеством не ниже, чем обычно. Товар с дефектами, царапинами или продукты с истекающим сроком годности должны продавать как товар уценённый; причём, в подавляющем большинстве случаев продавец называет это распродажей неосознанно, в силу недостаточного образования и некомпетентности маркетологов[4]. Продукты с истекающим сроком годности в развитых экономических странах (например в Финляндии и Германии) нередко отдаются бесплатно; причём считается очень плохим тоном взять такие продукты, если ты человек состоятельный и легко можешь себе позволить купить продукты в общем порядке (см. также ст. Бесплатный магазин и Бесплатная столовая)[5].
Основные виды распродаж и возможные способы обмана покупателей
1) Уценённый товар. Как сказано выше, товар на распродажах должен быть того же качества, что и до неё, иначе это просто уценка товара никак с описываемым термином не связанная[4].
2) Распродажа товара, которого нет. Магазин или торговая сеть заявляет о продаже товаров по цене значительно ниже среднерыночной, но на прилавок попадают 1-2 экземпляра, которые покупают в первые минуты после открытия. Расчёт сделан на то, что придя в магазин покупатель уже не удержится от того, чтобы купить что-то ещё[4]. Иногда недостаток товара приводит к дракам между покупателями[6].
3) Распродажа неходового или залежалого товара. Стремясь продать не пользующийся спросом товар, продавцы объявляют о распродаже. При этом распродаются неходовые размеры одежды и обуви, малоизвестные марки техники, товар с витрины, порой с царапинами и потёртостями[4].
4) Распродажа на всё! Придя в магазин покупатель нередко узнаёт, что распродажа касается только определённой категории товаров или все товары будут предложены изначально по немного завышенной цене, но со скидкой цена будет среднерыночной, а иногда и чуть выше, чем в соседних магазинах. При крупных покупках всегда стоит посмотреть цены у конкурентов[4].
5) Подарок за покупку, который включён в стоимость товара. В российских магазинах нередко стоимость "подарка" включена в цену дорогого товара, а в качестве подарка предлагается неходовой товар. Порой подарок - условность[4], но иногда и забавный маркетинговый ход. Так, несколько лет назад, российская компания «Баркли» озвучила слоган: «Купи квартиру и получи бейсболку!» Маловероятно, что желание получить бейсболку привлекло много покупателей, но акция запомнилась, о ней говорили по радио и телевидению, писали в газетах, что в итоге таки сыграло свою роль, продажи у «Баркли» увеличились[7].
6) Праздничная распродажа акция приуроченная к какому-либо празднику; было бы вернее назвать её предпраздничной, т.к. начинается она, как правило, до памятной даты. Во время праздничных распродаж продавцы нередко применяют все те уловки, что описаны выше[4].
7) Сезонная распродажа представляет собой почти то же самое, что праздничная (см. пункт № 6). Пожалуй главным отличием является то, что автомобиль купленный в автосалоне, но выпуска прошлого года уже на выезде из салона теряет до 30% стоимости - поэтому салоны хотят их сбыть в тот же год, иначе автомобиль может «зависнуть» надолго. Аналогично происходит с дорогой бытовой техникой. Дорогие бренды одежды, которые доступны только весьма состоятельным людям, тоже выпускают раз в сезон новые коллекции, а прийти на светский приём в чём-то из прошлогодней коллекции — риск стать объектом насмешек. Поэтому цены опускают до доступных среднему классу, где к этому относятся много более либерально[4].
8) Ликвидация товара. При выходе из бизнеса распродажа-ликвидация нужна, чтобы освободить помещение, расплатиться с кредиторами. Однако распродажа-ликвидация вполне может быть очередным обманом, чтобы заманить доверчивого потребителя. Нередко после такой "ликвидации", торговая точка продолжает работу, что зачастую объясняется появлением нового инвестора, который и спас магазин от разорения[4].
9) Купонная распродажа
Права покупателей
Нередки случаи, когда покупателям отказывают в замене или ремонте купленного по акциям и распродажам товаров. Однако статья 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» позволяет покупателю потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Или, по требованию продавца и за его счёт, потребитель должен возвратить товар с недостатками[4].
Другими словами: продавец несёт полную ответственность за качество реализуемого на распродажах товара[4][8].
Примечания
- ↑ Распродавать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ 2,0 2,1 Распродажа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 3,0 3,1 Методы стимулирования сбыта Архивная копия от 18 апреля 2021 на Wayback Machine.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Что нужно знать о распродаже товаров Архивная копия от 12 мая 2021 на Wayback Machine // Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области.
- ↑ Werner Pepels, Gabler Lexikon Vertrieb und Handel, 1998. (нем.)
- ↑ Драка за дешёвые кружки с игрушками! Архивная копия от 12 мая 2021 на Wayback Machine в ТС «Магнит» (видео на YouTube).
- ↑ Продают красиво. Подборка самых необычных рекламных акций брокеров Архивная копия от 12 мая 2021 на Wayback Machine.
- ↑ Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I